Жанры и формы научно-исследовательской работы студентов

Научный стильобладает всеми особенностями книжного стиля, но имеет ряд характерных черт. Специфика научной речи определяется внеязыковыми факторами – экстралингвистическими. Основное назначение научных текстов – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией – это определяется монологическим характером языка науки.

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен, он представлен научной литературой, а также учебной и справочной литературой. Содержание и назначение этих видов литературы разнообразно, но их объединяет характер научного мышления. Главной формой его являются понятия, а языковым выражением служат суждения и умозаключения. Это определяет такие его черты, как отвлеченность и обобщенность.

Функционально-стилевая характеристика научного стиля:

 

собственно научный жанры монография, статья  
научно-информационный реферат, аннотация, патентное описание  
научно-справочный справочник, словарь, каталог  
учебно-научный учебник, словарь, методические рекомендации, лекция  
научно-популярный очерк, лекция, статья

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме, однако, с развитием СМИ значимостью роли науки в современном обществе возросла роль устной научной речи. Основные черты и в письменной и в устной форме: точность, логичность, объективность изложения, что определяет выбор лексики, специальной научной или терминологической.

В последнее время все большее место занимает международная терминология. Среди терминов выделяют лексически-полнозначные слова, многозначные, употребляемые в одном значении – терминологическом.

Широко используется абстрактная лексика по сравнению с конкретной. В лексике не используются синонимы, то есть ее состав однороден. Отсутствует разговорная просторечная лексика, нет оценочной лексики. Для лексики характерная точность употребляемых слов, использование терминов специальной области значений. Объективность излагаемой информации выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций. Стремление к логичности изложений материала в научной речи приводит к активному использованию сложных предложений или осложнений (вводные слова, обороты). Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики. Важно правильное четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Существуют особые правила текстовой композиции (жанр научных тезисов). В их структуре выделяются: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.

План (от лат. planus – плоский, ровный) – наметка содержания научного или литературного произведения, статьи, речи[8]. это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.

План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда нужно. Возможны два способа работы:

а) составить краткий простой план, а затем, вновь прочитав текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты.

б) разработать простой план, и затем преобразовать его в сложный, группируя пункты плана под общими заголовками.

Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о том, что сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

При составлении плана рекомендуется определить смысловые границы. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам необходимо дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана и убедиться в том, что «поворот» содержания установлен правильно, формулировки точны.

Для облегчения работы, самые важные места в книге необходимо отмечать, используя для этого легко отирающийся карандаш или вкладные листки, стикеры, цветные скрепки и др.

Выписка. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее толкование этому понятию: «Выписка – то, что выписано из какого-нибудь текста, документа»[9]. Вся сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников, они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Рекомендуется делать выписки после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, рекомендуется, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записывать своими словами. Яркие и важнейшие места приводятся дословно.

Запись цитат заключается в кавычки и не искажается. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не рекомендуется обрывать мысль автора.

Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать[10]) позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс их составления дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а иногда и выделением абзацев под одной рубрикой. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения, имеют предметно-логическое содержание и стилистическую частоту. Недопустимо эмоционально-экспрессивные определения и инверсия٭.

return false">ссылка скрыта

Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые тезисы. Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

При составлении тезисов не принято приводить факты и примеры. Они должны сохранять самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст следует прочитать несколько раз, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделить главное, и сформулировать тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делаются ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

По окончании роботы над тезисами необходимо сверить их с текстом источника, переписать и пронумеровать.

Рецензия(лат. recensio оценка) – отзыв, критическая оценка художественного, научного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма[11], где автор высказывается о качестве содержания рецензируемого объекта, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей.

Структура рецензии может быть различной. Излагая идеи, выводы/доказательства, автор рецензии одновременно выражает свое отношение к излагаемому материалу, дает им свою критическую оценку, а в заключение рецензии делает выводы.

Написание рецензии начинается с записи выходных данные источника, изучения текста и выделения круга вопросов, затронутых в тексте. Определяется характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

Следует выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности. Установить логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте. Определить актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы. В заключение необходимо сделать вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дается общая оценка текста и сферы возможного применения.

Конспект (лат. conspectus обзор) – краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т.п.[12] Это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта), текстуальные (состоящие из цитат), свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы), тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Начинать составление конспекта следует с ознакомления с текстом: прочитать предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделить информационно значимые места текста.

Следующим этапом является библиографическое описание конспектируемого материала, а затем – составление плана текста, который поможет в логике изложения и группировки материала.

Необходимо выделить в тексте тезисы, записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами. Можно использовать реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...»). Текст автора оформляется как цитата с указанием номер страниц. В заключение рекомендуется сделать обобщение текста конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в «овал» который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Для составления схемы рекомендуется подобрать факты, выделить среди них основные, общие понятия. Определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Затем сгруппировать факты в логической последовательности и дать название выделенным группам. Заполнить схему данными.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему[13], сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей.

Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.

Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.

Доклады являются одним из видов научной работы студентов. Основной организационной формой при этом выступает студенческая конференция. Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Конференция может проходить в одной академической группе, на одном курсе, на одном факультете. Студенческие конференции могут проводиться с определенной периодичностью, например, ежегодно или один раз в два года и т. д. На таких конференциях, которые, как правило, имеют определенную научную тематику, студенты выступают с докладами, отражающими результаты их собственной научно-исследовательской работы.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Хотя тезисы доклада имеют небольшой объем, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Текст доклада рекомендуется написать аккуратно, без помарок, разборчивым почерком. В конце работы указать используемую литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на источник.

Отвечать на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме.

В изначальном смысле реферат (лат. referre – докладывать, сообщать) – публичный доклад, изложение сущности какого-либо вопроса[14].

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья.

Второе значение этого понятия – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, далее будем называть это вид работы «реферат-доклад». Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Работа над рефератом осуществляется в несколько этапов: формулирование темы (она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию, подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников), составление библиографии, обработка и систематизация информации, разработка плана реферата, написание реферата, публичное выступление с результатами исследования.

Заглавие реферата может определять следующими параметрами: заданной темой реферата-доклада; названием реферируемого документа, если реферируется только один источник и полностью; названием части реферируемого документа, если реферат составляется на часть источника.

Реферат составляется по следующему примерному плану: тема, предмет изучения, цель реферируемой работы; методы проведения исследования в реферируемой работе (если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать), существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам, выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения.

Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ – после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2. С. 24-25].

Обычно в реферате избегают вводных, общих фраз (например, «автор статьи рассматривает»), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к реферирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции: разбивку текста на части по смыслу и нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей формулировки, выражающих основу содержания (ключевое понятие) этой части.

Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание).

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Обычно объем реферата как учебной работы от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

ЭССЕ(франц. essai – опыт) – очерк (научный, исторический, публицистический)[15], выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.

Эссе как вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Задачей эссе является информация или объяснение, а основной отличительной особенностью – краткость. И хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц.

Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.

Специфика жанра эссе

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. В эссе ярко выражена авторская позиция.

4. Авторский стиль – требование жанра.

Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.

Тип эссе Описание Примеры тем
«Описательное» эссе. Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. Как выигрывать спор с вашими родителями.
«Причинно-следственное» эссе Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: почему? (причина), или каков результат? (эффект). Плохие отметки (причины и эффекты). Самоубийства подростков (причины и эффекты).
«Определяющее» эссе Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика). Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия). Лучшие друзья (какие они, а какие не...). Снобы (как относиться к ним в обществе). Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).
«Сравнивающее» эссе Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. Сравнение двух друзей (или родственников). Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями. Знание и понимание
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета а) Вы представляете возражения и опровергаете их. б) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения. Должен ли каждый человек учиться в университете? Должна ли быть цензура на телевидении? Должны ли студенты учиться и одновременно работать?
Литературный анализ Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы. Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний? Отношения ненависти и любви между двумя героями. Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.
Анализ характера Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. Опишите основных героев в ____ . Каковы основные черты характера главного героя в ___? Что привело ___ к отчаянию?