Картина мира.

Анализ пословиц и поговорок позволил реконструировать ряд картин мира.

Восточно-славянская картина мира.

Приме бинарных оппозиций – простая и прозрачная форма представления картины мира.

Набор оппозиций:

1. счастье, доля/несчастье, недоля

2. жизнь/смерть

3. чет/нечет

4. правый/левый

5. верх/низ

6. небо/земля, земля/преисподняя

7. север/юг

8. запад/восток

9. море/суша

10. день/ночь, весна/зима

11. солнце/луна

12. светлый/темный, белый/черный, красный/черный

13. огонь/влага, сухой/мокрый, земля/вода

14.свой/чужой

15. близкий/далекий, дом/лес

16. старший/младший, главный/неглавный, предки/потомки

17. сакральный/мирской

Между этими оппозициями существуют свои взаимосвязи. 1 оппозиция связана с 2, 3, 4, 6, 9, 11, 13, 14, 15. 2 оппозиция связана с 4, 10,12, 13, 14, 15. 17 оппозиция связана с 10, 12, 14.

Гераклит считал, что весь мир можно описать при помощи следующих оппозиций:

война/мир, теплые боги/холодные боги, видимое/невидимое, тайное/явное, кривой/прямой, единое/множественное, плохой/хороший, конец/начало, частное/общее, голо/насыщение, целое/нецелое, отсутствие/присутствие.

В мифологических семиотиках релевантны не только оппозиции, но и отношения между ними. Мифология – система, в которой важны следующие аспекты:

1. каждая оппозиция может реализовываться в различных кодовых подсистемах: гомологические коды.

код мужская часть женская часть
космогонический небо-отец земля-матушка
астрономический солнце, месяц луна, звезда
пространственный верх, право, прямой низ, лево, кривой
зоологический соболь, волк куница, лисица
орнитологический сокол, селезень лебедь, уточка
древесный дуб, ясень береза, рябина
числовой четный нечетный

 

2. Каждая оппозиция может реализовываться в частных вариантах.

Варианты: старший/младший: муж/жена, вождь/рядовой член племени, прошедший инициацию/не прошедший инициацию

3.Во всех мифологических системах представлены усложнения бинарной структуры за счет введения третьего промежуточного звена. (Левистросс – мифология американских индейцев)

код крайний член оппозиции промежуточное звено противоположный крайний член оппозиции
астрономический длинный день млечный путь, радуга длинная ночь
географический устье путешествие в пироге по реке, поток с двумя направлениями исток
социологический безбрачие брак с одним партнером промискуитет
этический робость спокойствие дерзость
пространственный земля очаг, огонь небо

 

Подобные усложнения фиксируют ориентированность мифологии на снятие оппозиций – их нейтрализацию. травоядное/плотоядное нейтрализуются средним членом – койот, ворон. Небо/земля нейтрализуется туманом. Природа/культура нейтрализуются одеждой.

Очаг/земля – сажа/зола и крыша как образ небесного свода. Сажа/зола часто фигурируют как атрибуты различных ритуалов и обрядов, они являются особенно значимыми и маркированными.

4. Вариативность наполнения конкретных оппозиций. У индейцев различных племен огонь может коррелировать с ястребом, пантерой и т.д. Но оппозиция огонь/вода существует непременно. В русской культуре: леший: добрый/злой, медведь – воплощение нечистой силы, или священное доброе животное. Реализация оппозиций чистое/нечистое. Сами оппозиции – постоянные, а предметы, отнесенные к ним – переменные. Вода/положительная/отрицательная коннотация. Огонь – очищающая стихия, разрушающая стихия. Цветок белый: чистота, невинность, свет и радость. Белый тесно связан с красным: красный день/ белый день. Красный связан с черным. Мрак и морковь-однокоренные слова. Марево(красный) и марать (черный). Дискретность символического пространства. Золото- богатство и знак потустороннего мира. Важно, что при всей вариативности наполнения сама структура мифологической системы остается жесткой и незыблемой логико-символической конструкцией, которую Левистросс именует арматурой мифа.