Картина мира.
Анализ пословиц и поговорок позволил реконструировать ряд картин мира.
Восточно-славянская картина мира.
Приме бинарных оппозиций – простая и прозрачная форма представления картины мира.
Набор оппозиций:
1. счастье, доля/несчастье, недоля
2. жизнь/смерть
3. чет/нечет
4. правый/левый
5. верх/низ
6. небо/земля, земля/преисподняя
7. север/юг
8. запад/восток
9. море/суша
10. день/ночь, весна/зима
11. солнце/луна
12. светлый/темный, белый/черный, красный/черный
13. огонь/влага, сухой/мокрый, земля/вода
14.свой/чужой
15. близкий/далекий, дом/лес
16. старший/младший, главный/неглавный, предки/потомки
17. сакральный/мирской
Между этими оппозициями существуют свои взаимосвязи. 1 оппозиция связана с 2, 3, 4, 6, 9, 11, 13, 14, 15. 2 оппозиция связана с 4, 10,12, 13, 14, 15. 17 оппозиция связана с 10, 12, 14.
Гераклит считал, что весь мир можно описать при помощи следующих оппозиций:
война/мир, теплые боги/холодные боги, видимое/невидимое, тайное/явное, кривой/прямой, единое/множественное, плохой/хороший, конец/начало, частное/общее, голо/насыщение, целое/нецелое, отсутствие/присутствие.
В мифологических семиотиках релевантны не только оппозиции, но и отношения между ними. Мифология – система, в которой важны следующие аспекты:
1. каждая оппозиция может реализовываться в различных кодовых подсистемах: гомологические коды.
код | мужская часть | женская часть |
космогонический | небо-отец | земля-матушка |
астрономический | солнце, месяц | луна, звезда |
пространственный | верх, право, прямой | низ, лево, кривой |
зоологический | соболь, волк | куница, лисица |
орнитологический | сокол, селезень | лебедь, уточка |
древесный | дуб, ясень | береза, рябина |
числовой | четный | нечетный |
2. Каждая оппозиция может реализовываться в частных вариантах.
Варианты: старший/младший: муж/жена, вождь/рядовой член племени, прошедший инициацию/не прошедший инициацию
3.Во всех мифологических системах представлены усложнения бинарной структуры за счет введения третьего промежуточного звена. (Левистросс – мифология американских индейцев)
код | крайний член оппозиции | промежуточное звено | противоположный крайний член оппозиции |
астрономический | длинный день | млечный путь, радуга | длинная ночь |
географический | устье | путешествие в пироге по реке, поток с двумя направлениями | исток |
социологический | безбрачие | брак с одним партнером | промискуитет |
этический | робость | спокойствие | дерзость |
пространственный | земля | очаг, огонь | небо |
Подобные усложнения фиксируют ориентированность мифологии на снятие оппозиций – их нейтрализацию. травоядное/плотоядное нейтрализуются средним членом – койот, ворон. Небо/земля нейтрализуется туманом. Природа/культура нейтрализуются одеждой.
Очаг/земля – сажа/зола и крыша как образ небесного свода. Сажа/зола часто фигурируют как атрибуты различных ритуалов и обрядов, они являются особенно значимыми и маркированными.
4. Вариативность наполнения конкретных оппозиций. У индейцев различных племен огонь может коррелировать с ястребом, пантерой и т.д. Но оппозиция огонь/вода существует непременно. В русской культуре: леший: добрый/злой, медведь – воплощение нечистой силы, или священное доброе животное. Реализация оппозиций чистое/нечистое. Сами оппозиции – постоянные, а предметы, отнесенные к ним – переменные. Вода/положительная/отрицательная коннотация. Огонь – очищающая стихия, разрушающая стихия. Цветок белый: чистота, невинность, свет и радость. Белый тесно связан с красным: красный день/ белый день. Красный связан с черным. Мрак и морковь-однокоренные слова. Марево(красный) и марать (черный). Дискретность символического пространства. Золото- богатство и знак потустороннего мира. Важно, что при всей вариативности наполнения сама структура мифологической системы остается жесткой и незыблемой логико-символической конструкцией, которую Левистросс именует арматурой мифа.