Психологические особенности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.
Несформированность фонематической системы языка, ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом.
Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (гиперакузия).
Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрнутого высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.
На первый взгляд, не наблюдается грубых нарушений слухового восприятия у детей с моторной алалией. Однако более тщательное обследование обнаруживает у многих из них диффузность фонематических представлений, нечёткость слухового восприятия, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия обращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста. Нередко дети из - за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения — недоразвития собственной речи.
Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей. Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.
Недостаточность зрительного восприятия, приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией. Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д.
Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизартрией, но и с алалией [29].
У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие временных представлений, нарушение их вербализации, а также несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Кроме нарушения слухового и зрительного восприятия у детей с ТНР обнаруживается несформированность тактильного восприятия (астереогнозия). Так, для детей с дизартрией и алалией характерно нарушение орального стереогноза. Наиболее выраженные его нарушения наблюдаются у тех детей, у которых грубо нарушена фонетическая сторона речи [29].
Существенным сопутствующим признаком при ТНР является нарушение памяти.
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур.
Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития. В частности, весьма низкие показатели в объёме кратковременной и долговременной памяти обнаруживают дети с моторной алалией, развитие речи которых соответствует I—II уровням речевого развития.
Запоминание словесного материала у детей с алалией протекает значительно труднее, чем запоминание образов, что обнаруживается уже при узнавании — наиболее низком уровне мнестической деятельности. Трудности мнестической деятельности у детей с алалией наблюдаются на протяжении всех лет обучения в специальной школе. Так, исследование памяти учащихся 14 - 15 лет, проведённое Г. С. Гуменной [16], обнаружило у них узкий объём запоминаемого материала, пониженную точность воспроизведения словесных раздражителей, слабую прочность удержания речевых сигналов. При этом наибольшие трудности учащиеся с моторной алалией испытывают при вопроизведении текстов, а не отдельных слов. Особую сложность представляют тексты, выражающие взаимозависимость отдельных его частей посредством союзов и союзных слов, которые при нормальном речевом развитии помогают человеку выяснить те внутренние отношения, благодаря которым существует данная последовательность изложения. В результате этого воспроизведение текста отличается неполнотой содержания и неточностью изложения.
В целом по сравнению с нормально говорящими у детей с ТНР снижен объём всех видов памяти (слуховой, зрительной, тактильно - кинестетической).
Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением мнестической деятельности, но и с особенностями внимания.
Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д. Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. Исследование О. Н. Усановой, Ю. Ф. Гаркуши [46] показало, что наблюдаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной, слуховой): детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции. Ярче всего особенности произвольного внимания проявляются в характере отвлечений. В частности, если для нормально говорящих характерным является отвлечение "на экспериментатора" (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить его реакции, правильно или нет они выполняют задание), то для детей с моторной алалией — на посторонние раздражители (посмотрел в окно, по сторонам; осуществление действий, не связанных с выполнением заданий). Расстройство произвольного внимания как важнейшего фактора организации деятельности ведёт у детей с моторной алалией к несформиро - ванности или значительному нарушению структуры деятельности. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.
Следует отметить, что для детей с алалией весьма трудным является распределение внимания между речью и практическим действием, что и приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности.
Сравнительное изучение особенностей произвольного внимания учащихся младших классов школы для детей с ТНР и нормально говорящих с помощью корректурной пробы обнаружило, что продуктивность произвольного внимания у учащихся с нарушениями речи ниже, чем у нормально говорящих. Так, количество знаков, просмотренных нормально говорящими, оказалось в 1,4 раза больше, чем у учащихся с речевой патологией [20].
ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления. По данным М. А. Фотековой [49], только у 7 % учащихся младших классов школы для детей с ТНР результаты наглядно - образного мышления приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам.
У некоторых детей с ринолалией из - за ограниченности речевых средств общения затруднено словесно - логическое мышление [45].
Контингент детей с дизартрией по уровню мыслительной деятельности крайне неоднороден. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, другие, составляющие большинство, отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания.
Таким образом, у детей с дизартрией часто не формируются основные предпосылки, на которых базируется логическое мышление, что в сочетании с эмоционально - волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития.
Своеобразно формируется мыслительная деятельность у детей с алалией. Исследования Е. М. Мастюковой [30] показали, что первой особенностью мыслительных процессов является неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех (iro сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Вторая особенность — недостаточная динамика мышления, замедление темпа мыслительных процессов, их инертность и персеверативность.
Таким образом, всем детям с алалией в операциях вербального мышления трудно строить умозаключения, также у них снижена способность к обобщению и абстракции. Кроме того, для этих детей характерны нарушения интеллектуальной деятельности в виде недостаточной активности, целенаправленности, произвольности.
У учащихся с ТНР обнаруживаются особенности речевого мышления, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления [6]. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у детей с алалией нарушается из - за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.
Воображение, являясь непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения [12].
Для детей с ОНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Сравнительное изучение невербального и вербального творческого воображения учащихся младших классов с ТНР и нормально говорящих показало, что у учащихся с нарушением речи большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы [19]. Образы, создаваемые учащимися с ТНР на бумаге, отличались (по сравнению с нормально говорящими) меньшим количеством деталей, недостаточной чёткостью и тщательностью изображения, редким использованием оттенков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. В целом для невербального творческого воображения детей с ТНР характерны инертность, низкий уровень пространственного оперирования образами, истощаемость комбинаторных функций. При изучении особенностей вербального творческого воображения обнаружено, что оно значительно беднее у детей с ТНР по сравнению с нормально говорящими. В частности, почти половина учащихся с ТНР не смогла придумать окончание сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Те учащиеся, которые пытались завершить сказку, как правило, не смогли ввести новых персонажей, придумать новый поворот сюжета.
Таким образом следует, что представления и образы у учащихся с ТНР зачастую не имеют яркости, чёткости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков. Отмечаются слабая гибкость, недостаточная пластичность процессов мышления и воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества.
На процесс творческого воображения у учащихся с ТНР оказывают влияние не только низкий уровень владения языковыми средствами, неустойчивость внимания, нарушение восприятия, памяти, мышления, но и незрелость личности.
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.
У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.
У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.
Исследование Л. А. Зайцевой, Е. Н. Ципилевой обнаружило, что для детей с дизартрией вследствие церебрального паралича характерно во фрустрационной ситуации преобладание негативных реакций, причём доминирование реакций скрытой агрессии, враждебности, что довольно часто неадекватно причине конфликта. Кроме того, дети редко пытаются разрешить конфликт собственными силами и часто обращаются за помощью. Выявленные у них нарушения эмоционально - волевой сферы приводят к возникновению частых конфликтных ситуаций с окружающими, препятствуют формированию личности и речи.
Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Небольшую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально - волевая сфера сохранена.
При изучении эмоционально - личностных качеств учащихся младших классов школы для детей с ТНР выявлено, что многим детям присуще свойство гетерономности, т. е. пассивность, сензитивность, склонность к зависимости от окружающих, к спонтанному поведению. Сравнительное изучение самооценки учащихся с ТНР и нормально говорящих показало, что для девочек младших классов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, необидчивость, дружелюбие. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности либо отвечают, что не знают, красивы ли, либо считают, что некрасивы. У девочек с ОНР самооценка выше, чем у нормально говорящих. Однако в отличие от нормально говорящих они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными. Мальчики массовой школы считают себя очень весёлыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но всё же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики с ТНР считают себя более честными, храбрыми, но менее общительными и счастливыми. Однако они меньше, чем девочки, осознают, что причиной их необщительности является речевое нарушение, и не считают себя столь ущербными, как девочки. В целом исследование свидетельствует о том, что у учащихся младших классов школы для детей с ТНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. Причём причиной снижения эмоционального состояния является осознание своей неполноценности.
Исследование самооценки у младших школьников с ТНР показало, что учащиеся недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их, не фиксируют внимания на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоценивают. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в первых - вторых классах может быть объяснена возрастной закономерностью, то в аналогичном явлении среди учащихся третьих классов можно видеть личную особенность детей с ТНР .
Непременной составляющей процесса социальной адаптации личности является социально - ролевое поведение, определяющее совокупность психологических свойств и форм поведения.
При сравнительном изучении социально - ролевого поведения старшеклассников с ТНР и нормально говорящих сверстников обнаружена социальная незрелость старшеклассников с ТНР [22]. Выявлены недостаточная сформированность у учащихся целей на будущее, отсутствие представлений о своём месте в дальнейшей жизни, недостаточная осознанность своей роли в семейных отношениях, неадекватность в поведении по отношению к отцу и матери, неумение верно оценить свои поступки, несформированность самооценки. В частности, исследование показало желание большинства старшеклассников с ТНР принять на себя роль взрослого при невозможности её реального исполнения. Полученные данные свидетельствуют о социальной дезадаптации старшеклассников с ТНР.
Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний.
В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи учащихся школы с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате учебной деятельности и логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Так как учащиеся с ТНР весьма разнородны по речевым, интеллектуальным возможностям, особенностям личности, то они обнаруживают и разный уровень готовности к овладению вторым языком, что указывает на необходимость разработки такой технологии обучения, которая позволяет организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащихся.