Основные формы оздоровительной физической культуры

К основным средствам физического культуры относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта– повышения и сохранения здоровья человека. Вместе с тем, ими решаются в обществе и многие другие задачи – общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнасти­ка), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка).

Физические упражнения подразделяют на:

1) гимнастику,

2) игры,

3) ту­ризм и

4) спорт.

Оздоровительный эффект имеют различные виды гимнастики. Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физическую подготовку человека к различным видам двигательной деятель­ности. Гигиеническая гимнастика активизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядкаснимает заторможенное состояние мозга после сна, повышая тонус центральной нервной системы афферентными импульсами от рабо­тающих мышц; стимулирует активность сенсорных зон; активизи­рует работу сердечной мышцы и усиливает венозный кровоток; уве­личивает глубину дыхания; устраняет отечность тканей, усиливая лимфообращение.

Водные процедуры, сопровождающие зарядку, обеспечивают закаливанию, действуя на терморецепторы кожи.

В не­давнее время широко развивалась производственная гимнастика, которая в различных ее формах повышала производительность ум­ственного и физического труда и снижала профзаболевания.

При ис­пользовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузы являются хорошими средствами активного отдыха, а восстановитель­ная гимнастика улучшает процессы восстановления организма после работы.

Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенного здоровья человека. Она имеет узкую специфическую направленность в зависимости от характера заболевания.

Игры, повышая физическую активность человека, способ­ствуют общему оздоровлению населения, а также развивают наблюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, способность к переработке информации в условиях дефицита времени. Для развития различных физических качеств и формирования двигательных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеют имитационные игры. Среди взрослого населения широко распространены игры как средство активного отдыха и заполнения досуга.

Туризм– это разнообразная естественная двигательная деятельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье на­селения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психической напряженностью бытовых и профессиональных ситуаций, воспитательно-образовательная роль. Различные виды туризма – прогул­ки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптироваться к различным естественным ситуациям и погодным условиям. Они служат также для приобретения новых навыков, развития умственных способностей, пополняют знания об окружающем мире и его объектах.

 

6. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека

Выполнение физических упражнений имеет следующие последствия для организма человека:

1) специфический эффект, т.е. адаптация к данным физическим нагрузкам;

2)дополнительный, неспецифический эффект– повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды.

Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не ме­нее 6-8 часов в неделю), реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложне­ний.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и макси­мального повышения работоспособности следует соблюдать опти­мальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю определяется в зависимости от возраста.

Минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение функциональных возможностей организма, рассчитывается исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220 уд/мин минус возраст (количество лет). Оптимальная физичес­кая нагрузка должна выполнятся при ЧСС в пределах 65 - 85% от максимальной ЧСС.

Отечественными и зарубежными учеными разработаны следующие общие рекомендации по величине тренировочной нагрузки для развития и поддержания кардио-респираторных функций, состава тела, мы­шечной силы и выносливости у взрослых здоровых лиц:

1)частота тренировочных занятий – 3-5 дней в неделю;

2)интенсивность работы – 65%-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК;

3)длительность занятий – 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1-2 минуты с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК);

4)вид упражнений – любые упражнения с использованием боль­ших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе – бег, бег трусцой, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность;

5)упражнения с сопротивлением умеренной интенсивности, эффективные для поддержания анаэробных возможностей, раз­вития и поддержания обезжиренного веса и прочности костей – 8-10 упражнений на большие мышечные группы по меньшей мере 2 дня в неделю.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состава тела и здоровья, снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя, повы­шение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.

При суточных энерготратах не менее 1200 ккал возможно оптимальное снижение веса – не более 1кг в неделю.

Для определения оптимальной двигательной активности взрос­лого здорового человека можно использовать суточныйпоказатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уро­вень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал – основной об­мен и 500-700 ккал – на мышечную работу).

Опыт изучения двига­тельной активности различных контингентов населения показыва­ет, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15 тысяч шагов в сутки, а в пожилом возрасте – 6-8 тысяч шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками в зимний период, со­ставляет в возрасте 3-4 лет 11,2 тысяч (девочки) и 11,9 тысяч шагов (мальчики), в 5 лет, соответственно, 12 и 13,5тысяч шагов, в 6-7-лет – 13,6 и 15,0 тысяч шагов, в 8 лет – 16,2 и 18,1 (до 22-24 тысяч шагов). Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболева­ний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Повышению функциональных возможностей организма, сохра­нению здоровья и развитию профессиональных психофизиологи­ческих особенностей, физических качеств и формированию двига­тельных навыков способствует профессионально-приклад­ная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы, влияющие на здоровья человека, Вам известны?

2. Что такое физиологическая незрелость? В чем она проявляется?

3. Какие факторы необходимо учитывать при преподавании физической культуры?

4. Что такое гипокинезия и гиподинамия? Каковы причинны их возникновения?

5. Какое влияние на основные системы организма оказывает недостаточная двигательная активность?

6. Что такое стресс? Какие виды стресса Вам известны?

7. Перечислите и охарактеризуйте стадии развития общего адаптационного синдрома?

8. Какие изменения в организме вызывает эмоциональный стресс?

9. Что такое дистресс?

10. Что такое монотония?

11. Какие формы оздоровительной физической культуры Вам известны?

12. Какие общие рекомендации необходимо выполнять в тренировочном процессе?

Рекомендуемая литература:

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. Пособие / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.– М.: РУДН. 2006.– 284 с.

2. Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А.Агаджанян, Н.Н.Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989.– 312 с.

3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М.: 2000.– 380 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

5. Хедман Р. Спортивная физиология / Р.Хедман. – М., 1980. – 360 с.

 

 

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Занятие № 1

Тема:«Организация и методика проведения физиологического эксперимента»

Цель работы: освоить методику проведения эксперимента по изучению физиологических изменений в организме в покое и при мышечной деятельности.

Оборудование: секундомеры, тонометры, фонендоско­пы, спирометр, кистевые динамометры.

Методика выполнения работы:

Это занятие является подготовительным к проведению лаборатор­ных работ по физиологическим основам спортивной деятельности. Студенты раз­биваются по 3-4 человека на бригады. Целесообразно в течение всех занятий состав бригад сохранять постоянным. При выборе испытуемого необходимо учитывать спортивную специ­ализацию, степень тренированности, самочувствие и т.д. На этом занятии студенты восстанавливают навыки измерения соответствующих физиологи­ческих показателей, приобретенные на лабораторных занятиях по об­щей физиологии.