Глава 2. Технологические процессы на предприятии
Главная задача технологического процесса в агентстве «Кругозор», это реализация турпродукта, виз и разного рода документов.
Процесс продажи туристского продукта в агентстве «Кругозор» включает:
1. прием клиента и установление контакта с ним;
2. установление мотивации выбора турпродукта;
3. предложение туров;
4. оформление правоотношений и расчет с клиентом;
5. информационное обеспечение покупателя.
Обслуживание клиента не ограничивается элементами продажи. Накануне путешествия работники фирмы по телефону напоминают туристу о предстоящей поездке[2].
После окончания тура сотрудники интересуются мнением туристов о путешествии, определяют негативные моменты и т.д. Компания «Куругозор» старается устранить все недочеты и делать тур как можно лучше, чтобы разделить вместе с клиентом радость от поездки.
На уровень обслуживания клиентов при покупке тура влияют различные факторы:
― наличие комфортабельного офиса и средств качественного обслуживания (мебель, оргтехника, канцтовары и т.д.)
― метод продажи
― квалификация персонала
― возможность формирования туруслуг по желанию клиента
― соблюдение установленных правил продажи
― степень использования средств внутрифирменной рекламы и информации
― внешний вид сотрудников, доброжелательность.
При этом взаимоотношения персонала с клиентом являются одними из значимых.
Персонал турфирмы «Кругозор», включая руководящий состав, имеет профессиональную подготовку и квалификацию. После небольшого наблюдения я убедился, что менеджеры хорошо знают законодательные акты и нормативные документы в сфере туризма; формальности международных норм, а также правила оформления документов на выезд (въезд) из России; иностранный язык в объеме, соответствующем выполняемой работе. Они всегда давали четкий, точный ответ на поставленный посетителем вопрос.
Этика поведения с посетителями: персонал должен быть приветливым и доброжелательным; начинать диалог с приветствия; приветливо улыбаться; быть терпеливым и вежливым; проявлять уважение к посетителю; иметь располагающий вид; уметь слушать; сводить к минимуму ожидание посетителей, способствовать тому, чтобы время ожидания не было утомительным; в присутствии посетителя не вести личных телефонных переговоров.
В процессе продажи любого товара, в том числе туристского продукта, значительное место принадлежит методу продажи. Под методом продажи следует понимать совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией турпродукта потребителем.
Выбор метода продажи предопределяет уровень и структуру технологического процесса обслуживания клиентов, существенно влияет на численность персонала туристского предприятия, размер его площадей, степень обеспеченности средствами коммуникации и информационными технологиями, величину расходов и другие показатели.
Стремясь к расширению сбыта, турфирма «Кругозор» использует разнообразные формы контакта с потенциальными потребителями:
Личный контакт сотрудников турфимры с клиентами может осуществляться в офисе или других местах нахождения возможных покупателей, с помощью переговоров по телефону.
Косвенный контакт возможен в различных вариантах. Например, путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов и т.д.) потенциальным клиентам.
Ну и конечно же Интернет, откуда агентство «Кругозор» получает львиную долю покупателей.
Важным элементом обслуживания клиента является документальное оформление взаимоотношений. При этом документы могут быть разделены на три группы:
· документы для заказа (заказ, лист бронирования, подтверждение бронирования)
· документы для клиента (договор, путевка, ваучер, памятка, страховой полис, билет на транспорт)
· документ, утверждающие личность туриста (паспорт, доверенность на детей и т.п.).
Перечень документов применительно к конкретному туру зависит от множества факторов: набор услуг, вид тура, страна назначения, индивидуальный или групповой тур, наличие малолетних детей и т.д., и должен соответствовать нормативно-правовым документам России и страны пребывания.
Заявка туриста (группы туристов) на бронирование тура оформляется на специальном бланке. Заявка содержит сведения о намерении приобрести те или иные туруслуги.
Лист бронирования фактически является заявкой турагенства на предоставление туристских услуг туроператором.
Согласно закону “Об основах туристской деятельности в РФ” реализация турпродукта осуществляется на основании договора.
Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации. К существенным условиям договора относятся:
― информация о туроператоре или турагенте, включая лицензионные данные на осуществление турдеятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты
― сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации турпродукта
― достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об вусловиях безопасности туристов, о результатах сертификации турпродукта
― дата и время начала и окончания путешествия
― порядок встречи, проводов и сопровождения туриста
― права, обязанности и ответственность сторон
― розничная цена турпродукта и порядок его оплаты
Иные условия определяются по согласованию сторон.
Неотьемлемым приложением к договору фирмы с клиентом при продаже тура является турпутевка.иТуристская путевка – это документ, подтверждающий факт передачи туристского продука.
Туристический ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их передачи. При прибытии туриста в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.
Туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому в комплект обязательных документов входит информационный листок.
На данном этапе предприятие стремится к увеличению охвата рынка, Повышение качества обслуживания, внедрение инноваций в процесс обслуживания клиентов.
Подводя итоги можно сказать, что предприятие имеет широкий спектр предоставляемых услуг. Стремится к совершенствованию качества предоставляемых услуг. Свою деятельность ведет в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.