Авторские технологии обучения.
1. Технология успешного обучения всех учащихся В.Ф. Шаталова на основе актуализации возможностей различных видов памяти учащихся, системы опорных сигналов, постоянного контроля и самоконтроля; реализации принципа (правил) равных условий, открытых перспектив, психологического комфорта.
2. Технология личностно- гуманного подхода Ш.А. Амонашвили в обучении шестилеток на основе свободного выбора; учебы на грани познавательных возможностей с соблюдением норм охранительного режима и благоприятной эмоционально-нравственной среды; раскрытия перед учащимися жизненного смысла обучения и пр.
3. Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой, построенного на стремление давать элементы нового знания, которое предстоит усвоить на последующих уроках, в целях создания атмосферы психологической уверенности на предстоящее усвоение материала; облегчение установления связей между изученным и новым материалом. Использование системы опорных схем для соединения наглядных образов с абстрагированными понятиями. Комментирование обучения, доказательно-комментированное рассуждение. Обязательное наличие успеха в учебной деятельности учащихся.
4. Технология обучения творчеству учащихся И.П. Волкова на основе проектирования уроков творчества, отбора узловых вопросов, многократного повторения изучаемого материала, чтения научно-популярной литературы. Алгоритм развития творчества в системе творческих дневников.
5. Технология организации общения как соединяющего элемента в «молнии образования», где органично соединяются процессы обучения и воспитания на уроках литературы Е.Н. Ильина. Составные части технологии: смысловая, эмоциональная отработка деталей художественного произведения; неожиданная и парадоксальная постановка вопросов; побуждение учащихся к открытым и смелым высказываниям; учет стимулирующей роли отметки на основе самооценивания; создание атмосферы внутреннего монолога; вторжения в жизнь (витагенный подход).
6. Технология связи учения с жизнью Т.И. Гончаровой, составные элементы технологии: опора на интерпретацию учащимися событий истории; диалогичность в изложении исторических событий с их оценкой учащимися; проведение исторических параллелей, оценка исторических событий с позиции современности. Элементы голографического подхода с опорой на жизненный опыт учащихся. Трактовка исторических событий учителем, учащимися, независимыми экспертами.
7. Технология многомерно-голографического подхода А.С. Белкина, понятие о многомерно-голографическом подходе. Виды голографий, приемы: условного одухотворения; ретроспективного сослагательного наклонения; творческого синтеза; условных аналогий; альтернативного сопоставления; синхронизации образовательных проекций. «Афоризм», «Третейская оценка», «Реконструкция», «Жизненные перекрестки». Голографический метод проекции означает - процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами: витагенным, стереоскопическим и собственно голографическим.
Самостоятельная работа:
1. Подготовится к дискуссии по проблеме: «Калининградский регион в системе российского образования» по следующим вопросам:
- Какие образовательные программы реализуются в Калининградской области и какова их результативность?
- Какие позитивные и негативные тенденции на ваш взгляд наблюдают в образовательной системе региона?
- Каковы пути решения проблем образования в городе и области?
- Что бы Вы хотели изменить в процессе профессиональной подготовки специалиста в нашем вузе?
- Какова роль Калининградского региона в системе российского образования?
- Назовите имена известных педагогов, ученых и практиков, работающих в региональной системе образования.
2. Выпишите основные положения о современных образовательных технологиях из источника №8, с14-31.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1980.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.
3. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции. – Екатеринбург, 1996.
4. Волков И.П. Приобщение школьников и творчеству. – М., 1982.
5. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.
6. Ильин Е.Н. Рождение урока – М., 1986.
7. Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.
9. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1989.
Тема 12. Психологические основы эффективной управленческой деятельности.
Вопросы:
1. Сущность и содержание управленческой деятельности.
2. Функции оптимизации управленческой деятельности.
3. Характеристика психологической структуры:
- закон неадекватности самооценки;
- закон расщепления смысла управленческой информации;
- закон самосохранения;
- закон компенсации.
Основные дифениции:
Этико-психологические принципы управленческого общения.
1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей.
2. Принцип полномочий и ответственности.
3. Принцип поощрения и наказания.
4. Принцип рационального использования рабочего времени руководителя.
Принятие решений – центральный момент управления. Он присутствует в планировании (процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и т.д.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицателнально-отрицательных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Самостоятельная работа:
1. Сделайте конспект глав №7 (профессиональный стресс) и №8 (технология успеха в профессиональной деятельности) из литературного источника №4.
2. Составте библиографический список по проблеме.
Литература:
1. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. – М., 1993.
2. Маршев В.Н. Групповая сплоченность. Социально-психологический практикум. – Калининград: БГА РФ, 2000.
3. Маршев В.Н. Руководитель и коллектив: психология взаимоотношений. –К-д: БГА РФ, 2000.
4. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1997.
5. Практическая психология для менеджеров/Под ред. Тутушкина М.К. – М., 1996.
6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.
7. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М., 1992.
8. Якокка Л. Карьера менеджера/перевод с англ. – М., 1990.