III. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ.

Тема 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности,

науки и образовании.

 

Вопросы:

1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, концепция изучения.

2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека.

3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста.

 

Основные дифениции:

Психология (греч. Psyche- душа, Logos- понятие, учение) – наука о закономерностях, развитии и формах психологической деятельности, о индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием и направленных на развитие человека.

 

Категории «психология» и «педагогика» употребляются в трех значениях:

1) как обозначающие качественно своеобразные явления в жизни общества и человека;

2) как названия соответствующих наук;

3) как названия учебных дисциплин.

 

Основные задачи изучения дисциплины:

- ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможности в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности, возникающих перед каждым человеком и человеческими общностями;

- достижение научного понимания студентами основ психологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

- раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека;

- ознакомление студентов с психологическими и педагогическими основами жизни и деятельности в условиях современного российского общества, способствующее развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданственной позиции;

- психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

- содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

- ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой;

- формирование личной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической подготовленности.

 

Непрерывная система профессиональной подготовки специалистов включает:

- дополнительное образование (лицеи, профильные классы);

- профессиональное (среднее профессиональное, высшее профессиональное образование);

- послевузовское обучение ( аспирантура, докторантура);

- переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов.

 

Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий требования к обязательному минимуму содержания , уровню подготовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки обучающихся.

 

Самостоятельная работа:

1. Раскройте связи своей будущей профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики.

2. Прокомментируйте следующее высказывание известного немецкого философа И. Канта «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та … из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

3. Напишите реферат по теме: «Реформирование системы профессионального образования в современных условиях развития общества».

 

Литература:

1. Гершунский Б.С. Философско-методические основания стратегии развития образования в России. – М., 1997.

2. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.

3. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».- М., 1996.

4. Коджеспирова Г.М., Коджеспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М., 2001.

5. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – 3-е издание. - М., 2000.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. М., 2001.

 

Тема 2. Основы научно-психологического знания.

 

Вопросы:

1. Психологическая наука, ее методология и методы исследований.

2. Мозг и психика.

3. Мир психических явлений.

 

Основные дифениции:

Методология (от греч. Methodos – дорога, путь, теория, учение) – теория познания, исследования интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем.

Теоретически выделяют четыре уровня методологии: 1) философский (общая теория познания, диалектика);

2) общенаучный (требования объективности, достоверности, общая теория систем);

3) методологии конкретной науки;

4) методов и техник исследования конкретной науки.

Принцип (от греч. Principum – начало, основа) – в основе лежат свойства и закономерности, объективно присущие познаваемой реальности и закономерности познания их. Поэтому они производны от реальностей познаваемой действительности и воплощают в себе в сжатом, рекомендательном виде уроки опыта познания ее для передачи другим поколениям исследователей.

Психика – системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Идеальность образа связана понятийным отражением.

Психическое здоровье – состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическое тестирование – процесс обследования с помощью психологических тестов.

Тест – специализированный метод психодиагностики, применяемый для получения точной количественной или качественной характеристики изучаемого явления.

Психическая реабилитация – комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.

return false">ссылка скрыта

 

Самостоятельная работа:

1. Приведите примеры с проявлением в поведении человека условных и безусловных рефлексов.

2. Составте таблицу по основным положениям научных направлений в мировой психологи, отразив их негативные и позитивные аспекты.

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.

2. Еникееев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2000.

3. Немов Р.С. Психология. – М., 1997.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М. – Новосибирск, 2000.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

6. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия. – М., 1999.

7. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 1994.

 

Тема 3. Основы научно-психологического знания.

 

Вопросы:

1. Предмет изучения педагогической науки.

2. Методология и методы исследования педагогики.

3. Теория воспитания.

 

Основные дифениции:

Педагог (от греч. Peida – дитя, gogos – вести) – дословно «детоводитель», так в Древней Греции называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина.

Методологические принципы педагогики: объективности; достоверности; системности; причинности; развития; гуманности и демократичности.

Педагогическая диагностика – теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере. Тесно связана с психологической диагностикой.

 

Современные образовательные концепции:

- концепция ценностного отношения и гармоничного развития личности в личностно-ориентированном образовании;

- концепция деятельностного подхода в образовании, направленного на актуализацию полученных знаний, умений, навыков в процессе развития и деятельности личности;

- концепция оптимизации образовательного процесса в достижении максимального результата при заданных усилиях.

- концепция интегративно-целостного подхода, направленного на интеграцию содержания учебных предметов, на выявление общих закономерностей в развитии общего, частного, конкретного знания;

- концепция технологического подхода, направленного на разработку наиболее эффективных форм, приемов, алгоритмов организации процессов обучения в целях получения ожидаемого результата и повышения эффективности педагогической деятельности;

- концепция вариативно-непрерывного образования, направленного на учет многообразия типов образовательных учреждений как государственных, так и негосударственных, на использование различных вариантов образования с различными подходами и технологиями, но в соответствии с государственными стандартами;

- концепция витагенного образования, направленного на актуализацию жизненного (витагенного) опыта учащихся, обеспечивающих сотрудничество и сотворчество субъектов образовательного процесса.

 

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Социальная трактовка воспитания – как целенаправленного процесса усвоения личностью социальных норм жизни общества с учетом интериоризации средовых влияний.

Педагогическая трактовка воспитания – как целостной, организованной системы условий, средств и средовых влияний, формирующих социально- значимые сознание, чувства и поведения личности с опорой на активность личности.

Психолого-педагогическая трактовка воспитания – как целостная, организованная система педагогических влияний с опорой на активность личности, формирующих и развивающих социально-значимые отношения личности к миру, к людям, к себе, к труду в различных сферах жизни, деятельности и общению.

Воспитательный процесс – как целенаправленный, разноуровневый, организованный, педагогически управляемый процесс взаимодействия субъектов воспитания, направленного на достижение целей и задач социально-ценностного становления личности.

Воспитательная система – как совокупность целей, отношений, среды, управления, создаваемой для реализации педагогических целей и обеспечение самореализации личности. Система воспитательной работы - комплекс мероприятий, адекватных поставленным целям.

 

Самостоятельная работа:

1. Изучить литературные источники и подготовиться к деловой игре: «Пресс-конференция» по проблеме «Отечественные и зарубежные теории воспитания».

 

Литература:

1. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В.М. Журавлева. - М., 1988.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагоги-ческого исследования. – М., 1995.

3. История педагогики. В 2т. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1998.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1999.

5. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М., 2000.

6. Педагогика / Под ред. Б.И. Пидкасистого. – М., 1997.

7. Программа курса «Теория и методика воспитания» / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002.

8. Программа курса «Теория обучения»/ А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002.

 

Тема 4. Психология и педагогика: личность, группа, общество.

Вопросы:

1. Проблема личности в психологии.

2. Проблема личности в педагогике.

3. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике.

 

Основные дифениции:

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируются во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.

Я – концепция – концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.

Самоактуализация (от лат. Actualis – действительный, настоящий) – одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам американского психолога А. Маслоу, самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий и соответствующего воспитания.

Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Самореализация личности – наиболее полное проявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Самосознание - одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens.

Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования индивидуальности человека служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

Характер – (от греч. Character – печать) – совокупность устойчивых психических черт личности человека, обусловливающая его отношение к окружающему миру и другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляется в стиле деятельности и общении. Характер тесно вязан с темпераментом человека, поэтому можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации.

Коллектив (от лат. Collectivus – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью, средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в илу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности.

Референтная группа (от лат. Referens - сообщающий) - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем поведении и своей самооценки.

Социально-психологический климат коллектива – эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции.

Социальная среда – социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие включается непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социальная установка – отношение человека к людям, социальным событиям, факторам и многому другому, что для него значимо.

Соционика – научное направление, разрабатывающее такую модель общества, в которой для каждого индивида, представляющего определенный психологический тип, находится соответствующее место в обществе и социальной действительности; новейшая теория психологических типов и межличностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социологии и информатики. В педагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах соционики.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

 

Самостоятельная работа:

1. Напишите реферат по одному из рекомендованных литературных источников № 1, 2, 4, 5, 9, 11.

2. Самостоятельно подберите тесты для проведения психодиагностики личности (источники № 6, 7, 8).

 

Литература:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 1998.

2. Э. Дюркгейм. Самоубийство. – СПб, 1998.

3. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. – М., 2000.

4. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

5. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 2001.

6. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. - М., 2001.

7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., 1998.

8. Салихов А.В. Теория личности. Учебное пособие для студентов вузов. – К-д. – 2001.

9. Страх / сост. П.С. Гуревич. – М., 2000.

10. Социальная психология: Хрестоматия. – М., 2000.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

 

Тема 5. Психология и педагогика жизни в современном обществе.

 

Вопросы:

1. Психологические и педагогические проблемы развития общества.

2. Психология и педагогика жизненного успеха.

3. Психология и педагогика в семейной жизни.

4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности.

 

Основные дифениции:

Ментальность (менталитет)- устойчивая настроенность внутреннего мира людей.

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон принимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Различаются межличностные, межгрупповые, социальные, этнические и межгосударственные конфликт. Развитие конфликта характеризуется следующими стадиями: инцидент –постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы – возрастание количества проблем – повышение конфликтной активности участников – ужесточение противоборства – вовлечение в конфликт участников – ужесточение противоборства – вовлечение в конфликт новых участников – дезорганизация поведения участников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поиску продуктивного разрешения проблем.

Среди участников конфликта различаются три поведенческих типа:

- деструктивный (всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. К такому типу относятся большинство террористов, лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности);

- конформный (склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения);

- конструктивный (стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений).

Социализация – процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучения и воспитания) и стихийного воздействия.

Факторы социализации - факторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают: микрофакторы – семья, группы сверстников, субкультура, институты воспитания; мезофакторы – сми; тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные; макрофакторы – страна, этнокультурные условия, государство; мегафакторы – мир, планета, космос.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Социальные функции семьи – репродуктивное; хозяйственно-экономическая; воспитательная; социальная; психотерапевтическая и др.

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Компоненты педагогической культуры родителей:

- любовь к детям;

- знание психологии и физиологии детей;

- знания о целях, средствах, методах и результатах воспитания;

- педагогические умения, которые позволяют эти методы применить, творчески использовать имеющиеся знания.

Психологический климат семьи – это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Он неразрывен с нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов.

Личная правовая культура включает в себя:

- знание законов и их требований;

- убежденность в безусловной необходимости правомерного поведения;

- желание вести себя только правомерно;

- умение вести себя правомерно;

- непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазнам;

- мотивы активного участия в установлении правопорядка.

 

Самостоятельная работа:

1. Охарактеризуйте психологический климат в вашей семье, проследите влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие детей (материал представить в письменном виде).

2. Выпишите из Семейного Кодекса РФ:

- права и обязанности детей;

- права и обязанности родителей;

- права и обязанности супругов (см. источник №5).

3. Подготовте реферативные сообщения по вопросам №1, 2, 4 занятия.

 

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2000.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

4. Основы общей и прикладной акмеологии. / под ред. А.А. Деркач. – М., 1995.

5. Семейный Кодекс РФ //Сборник Кодеков Российской Федерации. – М., 2000.

6. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

7. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

 

 

Тема 6. Психология и педагогика профессионального образования.

 

Вопросы:

1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения.

2. Профессионализм специалиста.

3. Формирование личности в образовательном процессе.

4. Учение и профессиональное становление специалиста.

 

Основные дифениции:

Образование – 1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня.

Система образования в вузе эффективна при определенных психолого-педагогических условиях:

1. Деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть починены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями развития нашего общества.

2. Ориентация образовательного процесса на студентов – будущих профессионалов.

3. Формирование в профессионально-образовательном процессе личности специалиста.

4. Максимальная интенсификация учения студентов.

5. Построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий.

6. Осуществление руководства образовательным процессом преподавателями – профессионалами.

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональная компетентность – это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Профессиограмма – систематизированное, научно обоснованное описание основных требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку. В профессиограмму входят: способности; персональные качества личности; знания; умения и навыки.

Профессиональное знание – информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты.

Профессиональный навык - доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия.

Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложенного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение – именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга.

Профессиональные способности – профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, результаты работы и профессиональный рост их. К ним относятся: профессионально развитые интеллектуальные способности; деловые способности; способности к действиям в экстремальных условиях.

К технологиям учения относятся:

- технология самовоспитания и самооценки;

- технология самоуправления;

- технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

- технология научной организации студенческого труда.

 

Самостоятельная работа:

1. Дайте характеристику психологического портрета специалиста – выпускника вуза.

2. Разработать интегральную структуру личности специалиста, отражающую ключевые позиции профессиональной подготовки.

 

Литература:

1. Маркова А.И. Психология профессионализма. – М., 1996.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности и личности. – М., 1995.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

4. Энциклопедия профессионального образования. В 3 томах/С.Я. Батышев. – М., 1999.

 

 

Тема 7. Психолого-педагогические основы профессионального труда.

Вопросы:

1. Психологические и педагогические условия эффективного труда.

2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях.

3. Психология и педагогика управления организацией.

4. Психология делового общения.

 

Основные дифениции:

Эффективность производства, труда – отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение. Эффективно все то, что в наибольшей степени способствует быстрейшему достижению полезного результата, обеспечивает оптимальные темпы его увеличения и улучшения.

Мотив – (от лат. Movere – приводить в движение, толкать)- субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выводу того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания.

Мотивация – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.

Мотив достижения успехов – устойчивая черта характера, проявляющаяся в стремлении человека всегда и во всем добиваться успехов, особенно тогда, когда он соревнуется с другими людьми.

Мотивы отношения к труду:

- коллективистские;

- содержание труда;

- личностного роста, самоутверждения, престижности труда;

- материальные;

- страха, избегания неприятностей;

- бытовые;

- случайные.

Стимулы – внешние побуждения к деятельности, под мотивами понимают внутренние. Стимулы рассчитываются на активизацию определенных мотивов и, лишь достигнув этого, сказываются на труде.

Подходы к мотивации в труде:

- административный (указания, приказ, контроль поощрение, наказание);

- нормативный (обязанности и права работника; ответственность);

- патерналистский (партнерские отношения между организацией и работником).

Экстремальный – (от лат. Extremum) – крайний, предельный.

Экстремальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в крайне усложненных условиях ( пребывание в труднодоступных районах, подводных плаваниях, длительных экспедициях, высокогорье, подземелье, в условиях длительной изоляции и сенсорной депревации). При этом возникают психические феномены, связанные изменением информационной системы саморегуляции, деформации личностных отношений. Монотония, ограниченность личностно значимой информации повышает нервно-психическую напряженность индивида, увеличивает фактор риска в его поведении, информационная истощенность партнеров по общению ведет к возрастанию внутренних конфликтов. Исследования в области экстремальной психологии позволяют совершенствовать психологический отбор и психологическую подготовку специалистов для работы в необычных условиях.

Стресс – состояние сильного эмоционального переживания, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения. Стресс отрицательно действует на здоровье человека, порождая социально дезадаптивное поведение, вызывая серьезные нервные и органические заболевания или осложняя их лечение.

Менеджер – человек, профессионально осуществляющий функцию управления организацией.

Психология управления – как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью коллектива.

Менеджмент – (от лат. Manage – управлять) – современная психологизированная доктрина управления предприятиями и учреждениями, основанная на закономерностях эффективного социального управления; организация деятельности людей с целью придания ей эффективной производительной силы; использование человеческих возможностей для достижения стратегических целей организации. Менеджмент – управление социально-экономиче-скими процессами на уровне управления организации.

Управление – процесс определения стратегических и тактических целей и задач организации; изыскание средств их достижения; программирования этапов деятельности; обеспечение высокой мотивации трудовой деятельности людей; осуществление текущего контроля и коррекции этой деятельности.

Управленческий труд – труд по организации и осуществлению процесса управления совместной деятельностью коллектива.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Деонтология – наука о профессиональном поведении, профессиональной этики, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения.

Лидер - (от англ. Leader – ведущий) – член группы с наивысшем статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидеры бывают формальными (официально назначенные) и неформальные (реально признаваемые коллективом).

 

Самостоятельная работа:

1. Подготовте реферативные сообщения по проблемам:

- «Профессиональный стресс» (источник №7);

- «Технология успеха в профессиональной деятельности»;

- «Основы профессиональной диагностики»;

- «Деловое общение и профессиональная деятельность» (источник №7);

- «Психология менеджмента» (источник №5);

- «Психология и бизнес» (источник №2);

- «Взаимопонимание как цель общения» (источник №2);

Литература:

1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2000.

2. Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. – М., 1995.

3. Психология управления: Курс лекции/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. – Новосибирск, 1997.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М, 1999.

5. Практическая психология для менеджеров. - М., 1996.

6. Психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриенко. – М., 2000.

7. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.

 

Тема 8. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности.

 

Вопросы:

1. Основы психологической и педагогической техники.

2. Техника выполнения основных психологических действий.

3. Техника выполнения основных педагогических действий.

 

Основные дифениции:

Педагогическая техника – комплекс общепедагогических и психологических умений педагога, обеспечивающих владение им собственных психофизиологическим состоянием, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

Техника – (от греч. Techne – искусственный, искусство, мастерство). Совокупность операций, приемов выполнения определенного действия, образующих его операционнальную сторону, именуется техникой выполнения.

Психологическая и педагогическая техника – это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического и педагогического результата в различных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Технические умения:

- умение пользоваться выразительными возможностями речи (эмоциональная выразительность (экспрессивность); лексическая выразительность; фонетическая выразительность; грамматическая выразительность; звуковая выразительность);

- умение пользоваться неречевыми средствами (мимика, жесты, позы, осанка, походка).

Профессиональное наблюдение – это преднамеренное, избирательное и планомерно осуществляемое, с помощью органов чувств выявление и сбор информации об окружающем, необходимой для решения профессиональной задачи.

 

Приемы психологической техники наблюдения:

1. Прием обеспечения интенсивности наблюдения (правило самостимулирования внимания; правило бдительности; правило волевого самонапряжения; правило уяснения цели и задач наблюдения).

2. Прием организации наблюдения (правило планомерной ориентировки в поле наблюдения; правило обоснованного распределения и переключения внимания; правило обеспечения комплексности восприятий при наблюдении).

3. Прием обеспечения высокой чувствительности органов чувств (правило учета адаптационных зависимостей чувствительности; правило учета взаимодействия ощущений при наблюдении).

4. Прием повышения осмысленности наблюдаемого (правило опоры на знания; правило вербализации обнаруженного; правило образности; правило критичности наблюдения).

5. Прием повышения устойчивости наблюдения (правило сохранения психологической уравновешенности; правило поддержания работоспособности).

 

Техника составления психологического портрета.

1. Прием обеспечения достоверности психологического портрета (правило общей структуры личности; правило избирательности; правило надежности; правило взвешенной оценки).

2. Прием использования всех источников психологической информации для изучения свойств и качеств человека (правило оценки человека по делам, поступкам и их результатам; правило учета мнений других о данном лице; правило психологической оценки документов, характеризующих изучаемое лицо; правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку; правило биографическое; правило изучения жизненной и профессиональной позиции человека).

3. Прием визуальной психодиагностики (правило психологической оценки поведенческих признаков человека; правило выявления и оценки психологического состояния человека).

 

Психотехника общения.

1. Прием подготовки предстоящего общения (правило максимальной психологичности; правило разработки сценария предстоящего общения; правило коммуникативной проработки общения).

2. Прием сознания благоприятных исходных психологических условий для общения (правило благоприятных исходных психологических условий для общения; правило оказания благоприятного впечатления на собеседника; правило удачного начала разговора).

3. Прием развития взаимоотношений в ходе общения (правило поведенческой и речевой культуры; правило диалогичности; правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника).

4. Прием установление психологического контакта ( правило последовательного психологического сближения; правило демонстрации общности собеседников и формирования диады «Мы»; правило посильного решения просьб собеседника; правило «психологического поглаживания»).

5. Прием доказывания (правило содержательной логичности; правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенностям собеседника; правило смысловой культуры; правило соблюдения законов и норм формальной логики; правило риторичности; правило фактологической обоснованности; правило аксиоматичности).

6. Прием разрешения противоречий (правило сдерживания эмоций; правило озвучивания и последовательного рассмотрения разногласий; правило накопления согласий; правило опровержение возражений; правило отсрочки).

Техника педагогического анализа.

1. Прием теоретико-методического подхода к определению предмета и плана педагогического анализа (правило выявления связи с испытываемой жизненной или профессиональной трудности с педагогикой; правило разработки гипотезы проблем и ее решения; правило разработки плана педагогического анализа).

2. Прием системно-структурного анализа (правило анализа микроструктуры проблемы; правило анализа макроструктуры проблемы; правило детальной педагогической проработки структуры проблемы).

3. Прием содержательно-функционального анализа (правило педагогической идентификации реальной проблемы; правило сбора, анализа и оценки фактов, характеризующих качественное состояние педагогической проблемы и ее составляющих; правило математического обсчета и графического отображения собранного фактического материала; правило оценки состояния компонентов педагогической реальности; правило прослеживания функциональных зависимостей; правило установления причинно-следственных зависимостей).

 

Самостоятельная работа:

1. Составте свой психологический портрет.

2. Выпишите из источника №5, основные положения педагогической техники.

 

Литература:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2000.

2. Вильсон Г., Маккалафлин К. Язык жестов. – СПб., 2000.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

4. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1989.

5. Основы педагогического мастерства./Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. Раздел II.

6. Шепель В.М. Имиджелогия или секреты личного обояния. – М., 1994.

 

Тема 9. Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогического мастерства.

Вопросы:

1. Сущность и содержание педагогического самообразования и самовоспитания.

2. Педагогическая культура и мастерство специалиста.

3. Способы и приемы самообразования и самовоспитания.

 

Основные дифениции:

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностью и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Самообучение – процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять образовательной деятельностью и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

 

Самостоятельная работа:

1. Проанализируйте литературные источники и подготовтесь к дискуссии по следующим вопросам:

- В чем состоит суть самообразования и самовоспитания и есть ли в этом необходимость?

- Зачем специалисту необходимо владеть педагогической культурой и мастерством?

2. Самостоятельно подберите способы и приемы самообразования и самовоспитания специалиста.

 

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов Н/Д., 2000.

2. Маркова А.И. Психология профессионализма. – М.,1996.

3. Основы педагогического мастерства. / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. Раздел IV.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.

 

 

Тема 10. Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях.

Вопросы:

1. Дидактика: теория и практика обучения (образования).

2. Характеристика принципов, методов, форм и средств дидактики.

3. Реализация дидактических принципов в современных педагогических технологиях.

 

Основные дифениции:

Дидактика – (от греч. Didaktikos – получающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие процессов преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Дидаскология – наука об учителе. Просуществовала с 1910 года до 30-х гг. XX столетия. Основатель – Т.Г. Маркирьян.

Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения и общим и профессиональным знанием, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной среды человека;

4) двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и учащимся (учение).

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость – как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость – как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия обучаемость: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления; темпы продвижения в обучении; продуктивность учебной деятельности; резервы развития; готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Принцип – основное правило, главная, руководящая идея; глубокое убеждение; устойчивый взгляд на вещи.

Принцип целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих педагогический процесс.

1. Доступность в обучении и воспитании (учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности; процесс обучения осуществляется по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному).

2. Индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей учащихся: темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов и тд.).

3. Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенности личности каждого ребенка (развитие способности к сотрудничеству, координации совместных действий, коммуникативных и социальных навыков поведения).

4. Наглядность (обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные и тактильные ощущения).

5. Научность в обучении и воспитании (обучаемым предлагаются для усвоения только точно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются).

6. Принцип культуросообразности (максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится данное учебное заведение).

7. Принцип природосообразности (учет «природы» воспитанника, состояния его здоровья: физиологического, физического, психического и социального развития).

8. Принцип сотрудничества (ориентация в процесс образования на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее самоопределения, сомореализации; организация совместной деятельности взрослых и детей на основе межсубъективных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях).

9. Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения (данный принцип реализируется путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения).

10. Связь теории с практикой (принцип требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни; теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать).

11. Систематичность и последовательность (соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большом объеме и более прочно).

12. Сознательность, активность, самодеятельность (сущность принципа состоит в том, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм, быстроту выработки умений, навыков и привычек).

13. Уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему (своеобразной формой уважения к личности является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами полноценного развития личности; уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке, создания ситуации успеха).

 

Педагогическая технология – новое (с 50-х годов) направленное в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов. Методика и технология органически связанны между собой: методика – совокупность способов организации педагогического процесса, а технология, есть средство их реализации.

Технологическая структура образовательного процесса – характеризует содержание тех сторон педагогической деятельности, которые могут быть выведены на технологический уровень, то есть поддается кодированию, формализации, алгоритмизации без утраты обучающе-воспитывающих свойств. Педагогическая деятельность имеет соответствующие технологические структуры: макро, мезо и микро. К макротехнологическим структурам можно условно отнести: организацию учебной, творческой, игровой, производственной деятельности учащихся; управление учебно-воспитательным процессом; диагностику развития коллектива и средовых влияний и т.д. К мезотехнологическим структурам можно условно отнести: организацию различных видов деятельности; диагностику личностного развития. К микротехнологическим структурам относят: организацию конкретных учебно-воспита-тельных акций; диагностику характера отдельных поступков личности; определение эффективности отдельных приемов обучения и воспитания, выхода из ложных педагогических ситуаций.

Технологии интенсификации обучения – (интенсификация обучения – способ передачи и усвоения большого объема информации, активизация познавательной деятельности обучаемого при неизменной продолжительности обучения и соблюдения стандартов качества):

- компьютерное (информационное) обучение, обеспечивающее алгоритмизацию мыслительной деятельности учащихся, нахождение оперативных способов получения, хранения, актуализации информации, моделирования и рациональное решение учебных задач;

- дистантное обучение, дающее возможность организовать процесс обучения на основе компьютерных (информационных) технологий без непосредственного контакта субъектов учебного процеса;

- групповые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на основе межличностного – делового межгруппового обучения;

- игровые технологии как средство опоры на витагенный опыт учащихся и моделирования учебных ситуаций.

 

Самостоятельная работа:

1. Проиллюстрируйте каждый названный дидактический принцип конкретным примером из практики воспитания и обучения.

2. Подготовте реферативное сообщение по проблеме: «Образовательные концепции в исторической ретроспективе» (Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, Р. Штайнер. К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), самостоятельно подобрав литературные источники.

 

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения, современная интерпритация. – М., 2001.

3. Педагогика/Под ред. Бордовской Н.В., Реан А.А. – Спб, 2001.

4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1998.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

 

Тема 11. Стратегии и модели образования.

Вопросы:

1. Педагогические идеи педагогов – новаторов современности.

2. Калининградский регион в системе российского образования.

 

Основные дифениции:

Авторские школы:

- школа самоопределения А.Н. Тубельского – реализация идеи свободного выбора и самоопределения, самореализации личности;

- школа диалога культур В.С. Библера – реализация идеи диалогичности культуры на основе диалога «с самим собой», «внутренней речи», завязывания «узелков понимания», «точек удивления», роли диалогов между учащимися различных возрастных групп. Воспитание ценностного отношения к культуре различных эпох, различных народов, различных социальных групп, к неповторимой внутренней культуре личности;

- школа Е.А. Ямбурга – идея создания «школы для всех», то есть адаптивного образовательного учреждения как для одаренных, обычных, так и для детей с проблемами. Реализация принципа: «Учить всех, учить хорошо»;

- ноосферная школа А. Бурковского, идея гармоничного развития человека через раскрытие глобальных проблем ноосферы, воспитания экологической культуры. Ориентир на гармонию человека и окружающего мира;

- школа В.А. Караковского – идея создания общественных коллективов на основе системы коллективных творческих дел, детского самоуправления, адекватного, интеллектуального и эмоционального фона;

- школа коллективных способов обучения (КСО) В.К. Дьяченко – реализация идеи сотрудничества в парах сменного состава по горизонтали (ученик – ученик) и по вертикали (ведущий – ведомый).