II. ПРОГРАММА КУРСА.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Представленная рабочая программа по предмету дана как образец для примерного оформления других программ по специальностям академии.

 

Программа предназначена для студентов специальности: 351300– «Коммерция в сфере сервиса». Она может быть использована для студентов очной и заочной форм обучения. Курс-1, семестр-1. Всего – 136 часов, из них: лекции – 34, практические занятия (семинары) – 34, самостоятельная работа – 68.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта указанной специальности по обязательному ми­нимуму содержания дисциплины «Психология и педагогика».

Цельюусвоения дисциплины являются: повышение общей и психолого-педагогической культуры; формирование целостного представления о психологических особенностях человека, как фактора успешности его деятельности; умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачи курса.

1. Ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки.

2. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы личности, проблемы развития личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития.

3. Приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности.

4. Приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.

5. Усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов.

6. Усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом.

7. Формирование навыков подготовки и проведение основных видов учебных занятий.

8. Ознакомление с методами профессионального мышления, технического творчества.

 

2. Требования к уровню ОСВОЕНИЯ студентами СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Психология и педагогика» по специальности 351300 – «Коммерция в сфере сервиса»

Должен знать:

- основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологии и педагогики;

- основы социальной психологии и педагогики, психологии межличностных отношений и делового общения;

- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Иметь научные представления:

- о предмете и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе социальных наук и их основных отраслях;

- о роли сознательного и бессознательного в регуляции поведения человека;

- о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- о педагогическом процессе и его основных функциях;

- о методах, средствах организации и управления педагогическим процессом;

- о семье как субъекте педагогического взаимодействия.

Владеть:

- понятийно – категориальным аппаратом психологии и педагогики, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;

- системой знаний о сфере образования, сущности образовательных процессов, о современных образовательных технологиях, о способах организации учебно-познавательной деятельности, формах и методах контроля качества образования.

 


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1 Перечень разделов и тем учебной дисциплины и вопросов, раскрывающих их содержание.

  Номер темы, Название тем   Номер вопроса темы, Содержание вопросов темы Распределение в часах по формам обучения  
Всего часов Лекции Семинары Самост.работа  
Днев-ная Заоч-ная Днев-ная Заоч-ная Днев-ная Заоч-ная Днев-ная Заоч-ная  
 
Тема 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. 1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения. 2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека. 3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. -  
Тема 2. Основы научно-психологического знания.   1. Психологическая наука и ее методология. 2. Мозг и психика. 3. Мир психических явлений.   -  
 
Тема 3. Основы научно-педагогического знания.   1. Предмет педагогической науки. 2. Задачи, система, методология и методы педагогики. 3. Теория воспитания.     -  
 
Тема 4. Психология и педагогика: личность, группа, общество.   1. Проблема личности в психологии. 2. Проблема личности в педагогики. 3. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике.   -  
Тема 5. Психология и педагогика жизни в современном обществе. 1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества. 2. Психология и педагогика жизненного успеха. 3. Психология и педагогика в жизни семьи. 4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности.   -  
Тема 6. Психология и педагогика профессионального образования 1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения. 2. Профессионализм специалиста. 3. Формирование личности в образовательном процессе. 4. Учение и профессиональное становление специалиста.   -  
Тема 7. Психолого-педагогические основы профессионального труда.   1. Психологические и педагогические условия эффективного труда. 2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях. 3. Психология и педагогика управления организацией. 4. Психология делового общения.     -  
 
Тема 8. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 1. Основы психологической и педагогической техники. 2. Техника выполнения основных психологический действий. 3. Техника выполнения основных педагогических действий.   -  
Тема 9. Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. 1. Сущность и содержание педагогического самообразования и самовоспитания. 2. Педагогическая культура и мастерство специалиста. 3. Способы и приемы самообразования и самовоспитания. -  
Тема 10. Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях. 1. Дидактика: теория и практика обучения (образования). 2. Характеристика принципов, методов, форм и средств дидактики. 3. Реализация дидактических принципов в современных педагогических технологиях. -  
Тема 11. Стратегии и модели образования. 1. Педагогические идеи педагогов новаторов современности. 2. Калининградский регион в системе российского образования.   -  
 
Тема 12. Психологические основы эффективной управленческой деятельности. 1. Сущность и содержание управленческой деятельности. 2. Функции оптимизации управленческой деятельности. 3. Характеристика психологической структуры управленческой деятельности. 4. Психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций. 5. Использование убеждающего управленческого воздействия. -  
  Итого часов:  

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 План лекций.

Дневная форма обучения.

Номер Лекции Наименование темы лекции Номера вопросов темы, Рассматриваемых на Лекции
1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. Тема 1. Воп.1,2.
2. –//– Тема 1. Вопр.3.
Основы научно-психологического знания.   Тема 2.. Вопр.1,2,3.
Основы научно-педагогического знания. Тема 3. Вопр.1,2,3.
Психология и педагогика: личность, группа, общество. Тема 4. Вопр.1,2,3.
Психология и педагогика жизни в современном обществе. Тема 5. Вопр.1,2.
–//– Тема 5. Вопр.1,2.
Психология и педагогика профессионального образования Тема 6. Вопр.1,2.  
–//– Тема 6. Вопр.3,4.
Психолого-педагогические основы профессионального труда. Тема 7. Вопр.1,2.  
–//– Тема 7. Вопр.3,4.
Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности Тема 8. Вопр.1,2,3.
Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. Тема 9. Вопр.1,2,3.
Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях Тема 10. Вопр.1,2,3.
Стратегии и модели образования Тема 11. Вопр.1,2.
Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Тема 12. Вопр.1,2.
–//– Тема 12. Вопр.3,4,5.  

4.2. План практических (семинарских) занятий.

Номер Заня-тия Наименование практического занятия Содержание практического занятия Номера вопросов темы, Рассматриваемых на п/з Форма контроля
1. Семинар Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. Тема 1. Вопр.1,2. Опрос, тестирование.
2. Семинар –//– Тема 1. Вопр.3. Опрос.
Семинар Основы научно-психологического знания.   Тема 2. Вопр.1,2,3. Опрос.
Семинар Основы научно-педагогического знания. Тема 3. Вопр.1,2,3. Опрос, деловая игра «Пресс-кон-ференция»
Семинар Психология и педагогика: личность, группа, общество. Тема 4. Вопр.1,2,3. Опрос.
Семинар Психология и педагогика жизни в современном обществе. Тема 5. Вопр.1,2. Опрос.
Семинар –//– Тема 5. Вопр.3,4. Опрос.
Семинар Психология и педагогика профессионального образования Тема 6. Вопр.1,2.   Опрос, тестирование.
Семинар –//– Тема 6. Вопр.3,4. Опрос.
Семинар Психолого-педагогические основы профессионального труда. Тема 7. Вопр.1,2.   Опрос.
Семинар –//– Тема 7. Вопр.3,4. Опрос.
Семинар Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности Тема 8. Вопр.1,2,3. Опрос.
Семинар Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. Тема 9. Вопр.1,2,3. Опрос, дискуссия.
Семинар Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях Тема 10. Вопр.1,2,3. Опрос, тестирование.
Семинар Стратегии и модели образования Тема 11. Вопр.1,2. Опрос, дискуссия
Семинар Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Тема 12. Вопр.1,2. Опрос.
Семинар –//– Тема 12. Вопр.3,4,5.   Деловая игра: «Экзамен».
           

 

4.3 План самостоятельного изучения вопросов дисциплины.

Номер темы   Содержание вопроса темы Объем работы в часах Срок выполнения (неделя) Форма контроля
Тема 1. 1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения. 2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека.   Опрос
Тема 1. 3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. Опрос
Тема 2. 1. Психологическая наука и ее методология. 2. Мозг и психика.   Опрос
Тема 2. 3. Мир психических явлений.   Опрос
Тема 3. 1. Предмет педагогической науки. 2. Задачи, система, методология и методы педагогики. 3. Теория воспитания Опрос
Тема 4. 1. Проблема личности в психологии. 2. Проблема личности в педагогики. 3. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике.   Опрос
Тема 5. 1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества. 2. Психология и педагогика жизненного успеха. 3. Психология и педагогика в жизни семьи. 4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности.   Опрос
Тема 6. 1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения. 2. Профессионализм специалиста. Опрос
Тема 6. 3. Формирование личности в образовательном процессе. 4. Учение и профессиональное становление специалиста. Опрос
Тема 7. 1. Психологические и педагогические условия эффективного труда. 2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях.   Опрос
Тема 7. 3. Психология и педагогика управления организацией. 4. Психология делового общения.     Опрос
Тема 8. 1. Основы Психологической и педагогической техники. 2. Техника выполнения основных психологический действий. 3. Техника выполнения основных педагогических действий. Опрос
Тема 9. 1. Сущность и содержание педагогического самообразования и самовоспитания. 2. Педагогическая культура и мастерство специалиста. 3. Способы и приемы самообразования и самовоспитания. Опрос
Тема 10. 1. Дидактики: теория и практика обучения (образования). 2. Характеристика принципов, методов, форм и средств дидактики. 3. Реализация дидактических принципов в современных педагогических технологиях. Опрос
Тема 11. 1. Педагогические идеи педагогов новаторов современности. 2. Калининградский регион в системе российского образования.   Опрос
Тема 12. 1. Сущность и содержание управленческой деятельности. 2. Функции оптимизации управленческой деятельности. 3. Характеристика психологической структуры управленческой деятельности.   Опрос
Тема 12. 4. Психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций. 5. Использование убеждающего управленческого воздействия. Опрос
ИТОГО ЧАСОВ    

 

5. Методическое обеспечение дисциплины.

 

5.1. Основная литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., «Аспект», 1997.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М., Норма-Имфа, 2000.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. – М., 1999.

4. Маршев В.Н. Групповая сплоченность. Социально-психологический практикум. – Калининград: БГА РФ, 2000.

5. Маршев В.Н. Руководитель и коллектив: психология взаимоотношений. –К-д: БГА РФ, 2000.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1997.

7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов вузов, в 3-х томах.– М., Просвещение, 1999.

8. Новиков А.Н. Профессиональное образование в России. – М.: 1997.

9. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., «Юнити-дана», 2001.

10. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1997.

11. Практическая психология для менеджеров/Под ред. Тутушкина М.К. – М., 1996.

12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.

13. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Под ред. С.А. Смирнова – М., Академия, 1998.

14. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абдульхановой.– М., 1998.

 

5.2. Дополнительная литература.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике - СПб., Питер, 2002.-528с.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., Академия, 2001.-176с.

5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1997.

6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей. Пособие для уч-ся. - М., Владос, 2001.-320с.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

8. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.

9. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999.

10. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб, 1997.

11. Сатир В.И. Как построить себя и свою семью. – М., 1997.

12. Самаукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000.

13. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

14. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М., 2000.

15. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

 

4. Формы контроля знаний студентов.