II. ПРОГРАММА КУРСА.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Представленная рабочая программа по предмету дана как образец для примерного оформления других программ по специальностям академии.
Программа предназначена для студентов специальности: 351300– «Коммерция в сфере сервиса». Она может быть использована для студентов очной и заочной форм обучения. Курс-1, семестр-1. Всего – 136 часов, из них: лекции – 34, практические занятия (семинары) – 34, самостоятельная работа – 68.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта указанной специальности по обязательному минимуму содержания дисциплины «Психология и педагогика».
Цельюусвоения дисциплины являются: повышение общей и психолого-педагогической культуры; формирование целостного представления о психологических особенностях человека, как фактора успешности его деятельности; умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Задачи курса.
1. Ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки.
2. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы личности, проблемы развития личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития.
3. Приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности.
4. Приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
5. Усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов.
6. Усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом.
7. Формирование навыков подготовки и проведение основных видов учебных занятий.
8. Ознакомление с методами профессионального мышления, технического творчества.
2. Требования к уровню ОСВОЕНИЯ студентами СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Психология и педагогика» по специальности 351300 – «Коммерция в сфере сервиса»
Должен знать:
- основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
- основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологии и педагогики;
- основы социальной психологии и педагогики, психологии межличностных отношений и делового общения;
- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.
Иметь научные представления:
- о предмете и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе социальных наук и их основных отраслях;
- о роли сознательного и бессознательного в регуляции поведения человека;
- о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
- о педагогическом процессе и его основных функциях;
- о методах, средствах организации и управления педагогическим процессом;
- о семье как субъекте педагогического взаимодействия.
Владеть:
- понятийно – категориальным аппаратом психологии и педагогики, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;
- системой знаний о сфере образования, сущности образовательных процессов, о современных образовательных технологиях, о способах организации учебно-познавательной деятельности, формах и методах контроля качества образования.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Перечень разделов и тем учебной дисциплины и вопросов, раскрывающих их содержание.
Номер темы, Название тем | Номер вопроса темы, Содержание вопросов темы | Распределение в часах по формам обучения | ||||||||
Всего часов | Лекции | Семинары | Самост.работа | |||||||
Днев-ная | Заоч-ная | Днев-ная | Заоч-ная | Днев-ная | Заоч-ная | Днев-ная | Заоч-ная | |||
Тема 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. | 1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения. 2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека. 3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. | - | ||||||||
Тема 2. Основы научно-психологического знания. | 1. Психологическая наука и ее методология. 2. Мозг и психика. 3. Мир психических явлений. | - | ||||||||
Тема 3. Основы научно-педагогического знания. | 1. Предмет педагогической науки. 2. Задачи, система, методология и методы педагогики. 3. Теория воспитания. | - | ||||||||
Тема 4. Психология и педагогика: личность, группа, общество. | 1. Проблема личности в психологии. 2. Проблема личности в педагогики. 3. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике. | - | ||||||||
Тема 5. Психология и педагогика жизни в современном обществе. | 1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества. 2. Психология и педагогика жизненного успеха. 3. Психология и педагогика в жизни семьи. 4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности. | - | ||||||||
Тема 6. Психология и педагогика профессионального образования | 1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения. 2. Профессионализм специалиста. 3. Формирование личности в образовательном процессе. 4. Учение и профессиональное становление специалиста. | - | ||||||||
Тема 7. Психолого-педагогические основы профессионального труда. | 1. Психологические и педагогические условия эффективного труда. 2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях. 3. Психология и педагогика управления организацией. 4. Психология делового общения. | - | ||||||||
Тема 8. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности | 1. Основы психологической и педагогической техники. 2. Техника выполнения основных психологический действий. 3. Техника выполнения основных педагогических действий. | - | ||||||||
Тема 9. Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. | 1. Сущность и содержание педагогического самообразования и самовоспитания. 2. Педагогическая культура и мастерство специалиста. 3. Способы и приемы самообразования и самовоспитания. | - | ||||||||
Тема 10. Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях. | 1. Дидактика: теория и практика обучения (образования). 2. Характеристика принципов, методов, форм и средств дидактики. 3. Реализация дидактических принципов в современных педагогических технологиях. | - | ||||||||
Тема 11. Стратегии и модели образования. | 1. Педагогические идеи педагогов новаторов современности. 2. Калининградский регион в системе российского образования. | - | ||||||||
Тема 12. Психологические основы эффективной управленческой деятельности. | 1. Сущность и содержание управленческой деятельности. 2. Функции оптимизации управленческой деятельности. 3. Характеристика психологической структуры управленческой деятельности. 4. Психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций. 5. Использование убеждающего управленческого воздействия. | - | ||||||||
Итого часов: |
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 План лекций.
Дневная форма обучения.
Номер Лекции | Наименование темы лекции | Номера вопросов темы, Рассматриваемых на Лекции |
1. | Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. | Тема 1. Воп.1,2. |
2. | –//– | Тема 1. Вопр.3. |
Основы научно-психологического знания. | Тема 2.. Вопр.1,2,3. | |
Основы научно-педагогического знания. | Тема 3. Вопр.1,2,3. | |
Психология и педагогика: личность, группа, общество. | Тема 4. Вопр.1,2,3. | |
Психология и педагогика жизни в современном обществе. | Тема 5. Вопр.1,2. | |
–//– | Тема 5. Вопр.1,2. | |
Психология и педагогика профессионального образования | Тема 6. Вопр.1,2. | |
–//– | Тема 6. Вопр.3,4. | |
Психолого-педагогические основы профессионального труда. | Тема 7. Вопр.1,2. | |
–//– | Тема 7. Вопр.3,4. | |
Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности | Тема 8. Вопр.1,2,3. | |
Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. | Тема 9. Вопр.1,2,3. | |
Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях | Тема 10. Вопр.1,2,3. | |
Стратегии и модели образования | Тема 11. Вопр.1,2. | |
Психологические основы эффективной управленческой деятельности. | Тема 12. Вопр.1,2. | |
–//– | Тема 12. Вопр.3,4,5. |
4.2. План практических (семинарских) занятий.
Номер Заня-тия | Наименование практического занятия | Содержание практического занятия | Номера вопросов темы, Рассматриваемых на п/з | Форма контроля | |
1. | Семинар | Психология и педагогика в жизни, деятельности, науки и образовании. | Тема 1. Вопр.1,2. | Опрос, тестирование. | |
2. | Семинар | –//– | Тема 1. Вопр.3. | Опрос. | |
Семинар | Основы научно-психологического знания. | Тема 2. Вопр.1,2,3. | Опрос. | ||
Семинар | Основы научно-педагогического знания. | Тема 3. Вопр.1,2,3. | Опрос, деловая игра «Пресс-кон-ференция» | ||
Семинар | Психология и педагогика: личность, группа, общество. | Тема 4. Вопр.1,2,3. | Опрос. | ||
Семинар | Психология и педагогика жизни в современном обществе. | Тема 5. Вопр.1,2. | Опрос. | ||
Семинар | –//– | Тема 5. Вопр.3,4. | Опрос. | ||
Семинар | Психология и педагогика профессионального образования | Тема 6. Вопр.1,2. | Опрос, тестирование. | ||
Семинар | –//– | Тема 6. Вопр.3,4. | Опрос. | ||
Семинар | Психолого-педагогические основы профессионального труда. | Тема 7. Вопр.1,2. | Опрос. | ||
Семинар | –//– | Тема 7. Вопр.3,4. | Опрос. | ||
Семинар | Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности | Тема 8. Вопр.1,2,3. | Опрос. | ||
Семинар | Педагогические проблемы самосовершенствования специалиста и его педагогическое мастерство. | Тема 9. Вопр.1,2,3. | Опрос, дискуссия. | ||
Семинар | Общие принципы дидактики и их реализация в современных педагогических технологиях | Тема 10. Вопр.1,2,3. | Опрос, тестирование. | ||
Семинар | Стратегии и модели образования | Тема 11. Вопр.1,2. | Опрос, дискуссия | ||
Семинар | Психологические основы эффективной управленческой деятельности. | Тема 12. Вопр.1,2. | Опрос. | ||
Семинар | –//– | Тема 12. Вопр.3,4,5. | Деловая игра: «Экзамен». | ||
4.3 План самостоятельного изучения вопросов дисциплины.
Номер темы | Содержание вопроса темы | Объем работы в часах | Срок выполнения (неделя) | Форма контроля |
Тема 1. | 1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения. 2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека. | Опрос | ||
Тема 1. | 3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. | Опрос | ||
Тема 2. | 1. Психологическая наука и ее методология. 2. Мозг и психика. | Опрос | ||
Тема 2. | 3. Мир психических явлений. | Опрос | ||
Тема 3. | 1. Предмет педагогической науки. 2. Задачи, система, методология и методы педагогики. 3. Теория воспитания | Опрос | ||
Тема 4. | 1. Проблема личности в психологии. 2. Проблема личности в педагогики. 3. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике. | Опрос | ||
Тема 5. | 1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества. 2. Психология и педагогика жизненного успеха. 3. Психология и педагогика в жизни семьи. 4. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности. | Опрос | ||
Тема 6. | 1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения. 2. Профессионализм специалиста. | Опрос | ||
Тема 6. | 3. Формирование личности в образовательном процессе. 4. Учение и профессиональное становление специалиста. | Опрос | ||
Тема 7. | 1. Психологические и педагогические условия эффективного труда. 2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях. | Опрос | ||
Тема 7. | 3. Психология и педагогика управления организацией. 4. Психология делового общения. | Опрос | ||
Тема 8. | 1. Основы Психологической и педагогической техники. 2. Техника выполнения основных психологический действий. 3. Техника выполнения основных педагогических действий. | Опрос | ||
Тема 9. | 1. Сущность и содержание педагогического самообразования и самовоспитания. 2. Педагогическая культура и мастерство специалиста. 3. Способы и приемы самообразования и самовоспитания. | Опрос | ||
Тема 10. | 1. Дидактики: теория и практика обучения (образования). 2. Характеристика принципов, методов, форм и средств дидактики. 3. Реализация дидактических принципов в современных педагогических технологиях. | Опрос | ||
Тема 11. | 1. Педагогические идеи педагогов новаторов современности. 2. Калининградский регион в системе российского образования. | Опрос | ||
Тема 12. | 1. Сущность и содержание управленческой деятельности. 2. Функции оптимизации управленческой деятельности. 3. Характеристика психологической структуры управленческой деятельности. | Опрос | ||
Тема 12. | 4. Психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций. 5. Использование убеждающего управленческого воздействия. | Опрос | ||
ИТОГО ЧАСОВ |
5. Методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Основная литература.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., «Аспект», 1997.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М., Норма-Имфа, 2000.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. – М., 1999.
4. Маршев В.Н. Групповая сплоченность. Социально-психологический практикум. – Калининград: БГА РФ, 2000.
5. Маршев В.Н. Руководитель и коллектив: психология взаимоотношений. –К-д: БГА РФ, 2000.
6. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1997.
7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов вузов, в 3-х томах.– М., Просвещение, 1999.
8. Новиков А.Н. Профессиональное образование в России. – М.: 1997.
9. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., «Юнити-дана», 2001.
10. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1997.
11. Практическая психология для менеджеров/Под ред. Тутушкина М.К. – М., 1996.
12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.
13. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Под ред. С.А. Смирнова – М., Академия, 1998.
14. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абдульхановой.– М., 1998.
5.2. Дополнительная литература.
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике - СПб., Питер, 2002.-528с.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., Академия, 2001.-176с.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1997.
6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей. Пособие для уч-ся. - М., Владос, 2001.-320с.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
8. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.
9. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999.
10. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб, 1997.
11. Сатир В.И. Как построить себя и свою семью. – М., 1997.
12. Самаукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000.
13. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
14. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М., 2000.
15. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.
4. Формы контроля знаний студентов.