П. Мериме – новеллист. «Матео Фальконе», «Кармен», «Арсена Гийо» и др.
Мериме вошел в литературу как новеллист. В них поднимаются проблемы цивилизации (объединены сборником «Мозаика»), обращается к традициям, быту, особенностям жизни др. народов (часто возникает мир цивилизации, он сопоставляется и противопоставляется).
Новеллы 1829—1830 гг. Обращение Мериме к жанру новеллы, в котором он достиг наибольшей глубины и выразительности, было подготовлено как его собственным творчеством, так и развитием Французской литературы. В это время новелла о современности начинает вытеснять романтический исторический роман. Новелла как очень динамичный жанр позволяет проводить эксперимент, опробовать новые пути в искусстве.
В новелле он решает весьма сложную задачу: через единичное событие раскрыть характер иных народов, иных эпох. Событие, отмеченное исключительностью, придает произведениям романтическое звучание; выявление характера, типичного для данной нации и данного времени, т. е. характера, конкретно-исторически обусловленного, свидетельствует о переходе от «местного колорита» к реалистическому историзму. Особое внимание обращает на типизацию психологии. Именно в развитии реалистического принципа типизации его заслуги особенно велики. Герои Мериме нередко живут двойной жизнью, и писатель глубоко проникает в тайну внутренней жизни человека, раскрывает двойственность натуры своих современников.
Углубление психологизма сказалось на художественных приемах, в частности на изменении роли рассказчика. Теперь появляется фигура рассказчика-француза, который хочет проникнуть в чуждую ему психологию извне, стараясь понять ее природу и не отвергая того, что противоречит традициям французов.
Так построена новелла «Матео Фальконе». Она начинается с описания Корсики, ее диковатой природы и таких же диковатых, но исполненных своеобразно понятого достоинства нравов местных жителей, которых в цивилизованном обществе приняли бы за разбойников. Рассказчик повествует о Матео Фальконе как о человеке, ему знакомом. Избран сюжет вполне руссоистский: в жизнь «естественного человека» проникает разлагающее влияние нравов цивилизованного общества. Десятилетний Фортунато, сын Матео Фальконе, за часы выдает жандармам местопребывание преследуемого ими человека, которого он до этого спрятал, повинуясь неписаным законам корсиканцев. Этот последний момент показывает, что в основе произведения лежит антируссоистская тенденция: не «естественное чувство», а сложившиеся нравы определяют поведение Фортунато, когда он спасает человека. Точно так же Матео расстреливает собственного сына (за то, что он этого человека выдал жандармам), руководствуясь моральными требованиями, сложившимися исторически, а не исконно присущими людям. Не случайно поэтому новелла завершается репликой Матео, что сын умер христианином. Для него важно заказать заупокойную мессу, чтобы все было в соответствии с установленной традицией. Чувства отца никак не обнаруживаются, читатель может их домыслить только из своего духовного опыта (особенность психологизма Мериме). При сохранении внешних черт романтического «местного колорита» в новелле торжествует реалистическая установка: социально-исторические обстоятельства формируют образ жизни, психологию, характеры типичных представителей своих народов.
В 30-40-е гг. 19 в. В литературе начинается процесс жанровых преобразований. Происходит переход классицизма и романтизма к реализму. Мериме создает эллипсную (удвоенную) новеллу – такая структура художественного произведении, в которой всё содержание организуется вокруг 2-х скрытых или явных центров, равноправных и взаимодействующих. Обычно два центра у Мериме возникает из соединения двух историй, одна из которых кажется фоном другой. («Кармен»).
У Мериме новеллы: тяготеют к открытости финала, отличаются краткостью, мастерством детали, много глаголов (действие во главе всего), умеет четко и кратко описывать характер.