I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Силина С.Н.
«Психология и педагогика»
учебно-методическое пособие для студентов и курсантов
очной и заочной формы обучения
Калининград 2005 г.
ББК 88
ББК 74
Печатается по решению редакционно-издательского совета БГА РФ.
Рецензенты: Маршев В.Н. - кандидат психологических наук, доцент.
Селезнева Е.Н. –кандидат педагогических наук, доцент.
Силина С.Н. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие для студентов и курсантов очной и заочной формы обучения. – Калининград: Балтийская государственная академия РФ, 2003, 82 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Психология и педагогика» разработано для студентов и курсантов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. В данное пособие включено содержание рабочей программы дисциплины, методические указания, понятийный аппарат науки, диагностические методики и тесты контроля знания, в соответствии с требованиями ГОС ВПО (2000г).
Ó Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота (БГА РФ), 2005
Содержание
I. Пояснительная записка. II. Программа курса. III. Содержание практических (семинарских) занятий и методические указания к самостоятельной подготовке. IV. Тематика контрольных работ и реферативных сообщений. V. Тестовый контроль по предмету. VI. Диагностические методики. VII. Вопросы к зачету. |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В истории мировой педагогической мысли особое место занимают идеи профессиональной и трудовой подготовки подрастающих поколений, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому.
Решающим звеном формирования специалистов высшей квалификации является учебно-воспитательный процесс, поскольку именно в ходе его, в организованном единстве преподавателей и студентов обеспечивается усвое-ние последними знаний, умений и навыков, происходит профессиональное становление будущего специалиста. Слагаемыми профессиональной подго-товки являются следующие компоненты: личностный (профессионально-лич-ностные качества); когнитивный (система профессиональных знаний); деяте-льностный (общепрофесиональные и специальные умения, навыки). Каждый из указанных компонентов профессиональной подготовки формируется в образовательном процессе вуза, в процессе изучения учебных дисциплин, прохождения учебных и производственных практик.
Современная концепция высшего образования в России исходит из того, что образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, морали, общественных отношениях. Любой член общества хочет быть: сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо уметь бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно исполь-зовать возможности для саморазвития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представлениями.
Предмет “Психология и педагогика” входит в блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта системы высшего профессионального образования. Основная цель курса – способствовать повышению общей и психолого-педагогической ку-льтуры; формированию целостного представления о психологических особе-нностях человека; как факторах успешности его деятельности; умению само-стоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий и т.д. Сформированная психологическая культура и педагогическая компетентно-сть специалиста органично войдут в структуру его будущей профессиональ-ной деятельности.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой весь комп-лекс програмно-методического обеспечения изучаемой дисциплины:
- программу курса;
- содержание практических занятий и методических указаний к самостоятельной подготовке;
- тестовый контроль;
- понятийный аппарат;
- материалы по психодиагностике личности для лабораторных занятий;
- основную и дополнительную литературу.
Такое сочетание учебного и методического материала дисциплины позволяет сконцентрировать внимание обучающегося при самостоятельной подготовке к занятиям и более четко организовать данный процесс.
Пособие предназначено для студентов и курсантов дневной и заочной формы обучения, так как содержание образовательного стандарта по пред-мету идентично для всех специальностей академии, однако в нем особо учте-на специфика профессиональной подготовки специалиста с высшим обра-зованием – возможность работы руководителем и управленцем в соответс-твующих производственных сферах.