Социология 20 века. Основные направления.

В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.

Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, «значащего что-то еще».

Второе направление современной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснение одного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Это направление в XX веке широко разрабатывалось в работах Парсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные (скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции и дисфункции (угрожают общественному единству).

Третье направление – структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальной структуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболее известным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так и общества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то есть лишь на основании практического использования.

Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм. Современные представители марксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.