Индивидуальный субъект политического имиджа.

 

1. Виды субъектов политического имиджа.

Согласно вышеуказанной двусторонней модели имиджевой комму­никации, одним из субъектов выступает коммуникатор (лица или орга­низации, которые формируют Имидж человека, группы, государства), а его визави — целевая аудитория (общественность или электорат).

Обратимся к рассмотрению субъектов имиджевого взаимодействия в политике. Любая система политического имиджа имеет два значения: она выполняет связующие функции между самим СПИ и внешними группами и индивидами и находится в пограничном для субъекта поло­жении, т.е., выполняя функцию поддержки всех подсистем субъекта, осуществляет политическую коммуникационную связь с общественно­стью. Таким образом, сам СПИ и его политический имидж не являются изолированным образованием, а существуют в специфическом физичес­ком, технологическом, культурном и социальном окружении. К внеш­нему окружению, прямо влияющему на субъект политического имиджа можно отнести конкурентов, акционеров, правительственные и местные органы, торговлю, союзы и общества по интересам, потребителей и др. К внешней среде, оказывающей косвенное воздействие, можно отнести политику, право, физико-географические условия, институциональные, организационно-технические особенности, новые технологии, социо­культурные факторы, экономику и др.

2. Классификация субъектов политического имиджа. Субъект как прообраз политического имиджа обращен к политике различными, гранями, рассматривая которые можно попытаться пост­роить одну из классификаций субъектов политического имиджа.

Так, по признаку количественного состава участников политическо­го взаимодействия, для которых разрабатывается имидж, можно выде­лить две условные группы субъектов — единичные субъекты, к которым относятся отдельные личности, и групповые или множественные субъек­ты, к которым принадлежат различные социальные группы.

По правовому признаку можно выделить следующие субъекты по­литического имиджа: физические субъекты, понимаемые как люди, уча­стники правоотношений в политике; и юридические субъекты, понима­емые как организации, являющиеся носителем гражданских прав и обя­занностей в политике, обладающие обособленным имуществом и др.

По признаку первичности существования можно выделить первич­ные субъекты политического имиджа, такие как сами граждане, соци­альные группы, в которые они включены и на которые оказывает влия­ние чей-либо политический имидж напрямую; и вторичные субъекты , политического имиджа, такие как политические партии, политические институты, которые не только сами подвержены влиянию, но и призваны воздействовать на другие субъекты.

С точки зрения социологии, функционирующие субъекты политичес­кого имиджа могут быть классифицированы по типу групп, которые опосредованно или непосредственно включены в их деятельность. Например:

· субъект и властные структуры, контролирующие саму возможность существования;

· субъект и структуры, обеспечивающие его необходимыми ресурсами;

· субъект политического имиджа и его конкуренты;
субъект и электорат и др.

Именно внешнее окружение диктует стратегию менеджмента и имиджмейкерства любого субъекта политического взаимодействия.

В целом же многообразие субъектов политического имиджа распространяется от имиджа:

· политического деятеля, политического лидера, руководителя (на уровне индивидуального СПИ);

· политической группы (объединенной по функциональным или другим основаниям, что дает возможность фиксировать уровень группового СПИ);

· политической партии, политической организации (на уровне кор­поративного имиджа);

· государства (системно-корпоративный имидж)

· до неодушевленного предмета (государственный герб); в этом случае речь идет о предметном имидже..

В зависимости от субъекта-прообраза имиджа можно дифференцировать субъекты политического имиджа как

1. Индивидуальный субъект политического имиджа.

2. Коллективный субъект политического имиджа.

—имиджа группового субъекта политики,

—имиджа корпоративного субъекта политики,

—имиджа системно-корпоративного субъекта политики;

3. Предметный субъект политического имиджа.

3. Индивидуальный субъект политического имиджа. Обратимся к рассмотрению индивидуального субъекта политического имиджа. Индивидуальные свойства СПИ охватывают личностные характеристики субъекта-прообраза имиджа, включая систему, его ценно­стных ориентации, степень овладения культурным контекстом эпохи. Эти компоненты представлены в основном вербальными символами, высказываниями, которые непосредственно корреспондируют с программой имиджа, а именно с его миссией. В настоящее время специалисты самостоятельно изучают обстановку, симпатии и потребности избирателей и на основании этого разрабатывают центральный стратегичес­кий план и тактические мероприятия, направленные на завоевание и удержание выборного поста. Отличительными особенностями такого плана, составленного для индивидуального субъекта политического имиджа, являются: формальная стратегическая программа; координи­рованное использование специальных пропагандистских приемов; заме­ры общественного мнения; манипулирование общественным мнением.

Политический имидж разрабатывается не только для самого деяте­ля, но и для его ближайшего окружения. Для проведения рекламной кампании по формированию политического имиджа субъекта-прообраза необходима, в первую очередь, идентификация кандидата. На этом этапе имя кандидата должно повторяться максимально часто, причем в графическом виде, в виде скандирования сторонниками, с использова­нием компьютерной графики, с применением заготовленных биографи­ческих телефильмов (биография мифологизируется с раннего детства), при этом необходимо внедрять в массовое сознание также имиджевый лозунг.

В процессе политического взаимодействия постепенно проявляется] воздействие политического имиджа индивидуального субъекта на Я-концепцию субъекта-прообраза. Успешный и эффективный политический имидж может вывести своего носителя в категорию, например, «народных любимцев», и тогда Я-концепция субъекта-прообраза будет позитивно заряжаться, так как произойдет перенос положительной оценки с политического имиджа на собственную личность. И, далее, вместе сменяющейся Я-концепцией у субъекта разовьется потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, что обусловлено ее корреляционными связями с Я-концепциями других субъектов системы имиджевого взаимодействия. Поскольку позитивное отношение к себе инвидуального субъекта политического имиджа зависит от оцено последнего другими, может возникнуть разрыв между реальным он том индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.

Мужчина-политик как субъект-прообраз имиджа должен обладать рядом качеств, востребованных массовым сознанием в разные периоды жизни. Во-первых, задатки лидерства у него проявляются с детства, при­чем его путь в политику сложен, а его характер описывается как силь­ный и настойчивый, более агрессивный, чем у других людей. Иначе обстоит дело с женским субъектом-прообразом. К женщине-политику предъявляются гораздо более серьезные и жесткие требования, поскольку ее сравнивают с идеальным образом, в отличие от мужчины-политика. Женщина-политик должна обладать всеми качествами идеальной женщины, т.е. соответствовать традицион­ной роли жены в патриархальном обществе: быть хорошей матерью, женственной, сексуальной, красивой. Это связано с известной консер­вативностью массового сознания. В тоже время в отличие от идеальной женщины ей необходимо быть более властной, жесткой, независимой, целеустремленной, ответственной, активной и решительной. Женщина-прообраз не может вести себя импульсивно, как просто женщина; раз­нообразие арсенала средств, формирующих ее иидж, должно опираться на четкий анализ, поскольку она выступает в рамках публичной поли­тики. Таким образом, построение имиджа для женского тендера в поли­тике гораздо более сложное задание, нежели для мужского.

return false">ссылка скрыта