Талашкино. Художественный центр

Мария Клавдиевна создала в Талашкине совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда многих художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский А. Н. Бакст, скульптор П. П. Трубецкой, ученые А. В. Прахов, И. Ф. Барщевский, В. И. Сизов, музыканты В. В.Андреев, А. Д. Медем и многие другие.

Находясь вдалеке от столиц, Талашкино быстро превратилось в художественный центр, очаг для людей талантливых, одаренных, ищущих: «Домовитый очаг полон внимания к лучшим современным изделиям. Работа новых художников, трепет спора выставок близки всем», — так писал Н. К. Рерих о гостеприимном доме княгини.

М. К. Тенишева позирует скульптору П. П. Трубецкому

«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении, к тому же общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искусстве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т.п., похоже было скорей на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века».
Б. К. Яновский

М. К. Тенишева и пианист Медем. Набросок Репина

«Днем можно было обойти все Талашкино и никого не найти. У всех были свои рабочие часы, каждый зарывался в свое дело, только из открытых окон флигеля неслись, переплетаясь в невообразимую какофонию, игра Медема на рояле и бесконечно повторяемые скрипичные фиоритуры и упражнения Фидельмана», — писала Тенишева в своих мемуарах.

Условия для работы художников, походы на этюды, совместные выезды на раскопки курганов, театрализованные праздники и велосипедные прогулки по окрестностям, — все это делало жизнь усадьбы плодотворной и незабываемой для гостей Талашкина.

 

Живописные холмистые пейзажи удачно дополнены во Фленове необычными постройками. В 1901 году по проекту художника С.В.Малютина был возведен сказочный "Теремок". Первоначально в нем разместили библиотеку для учащихся сельскохозяйственной школы.

Сама постройка очень оригинальна. Своими фантастическими росписями, завитками чудовищных цветов, странными зверями и птицами она напоминает напоминает домик из народных сказок.

 

 

Внутри - свидетельства художественной жизни Талашкина. Сюда приезжали музыканты, артисты, художники. Многие из них подолгу гостили и работали в усадьбе: А.Н.Бенуа,М.А.Врубель, К.А.Коровин, А.А.Куренной, М.В.Нестеров, А.В.Прахов, И.Е.Репин, Я.Ф.Ционглинский. Репин и Коровин написали В Талашкине портреты хозяйки - М.К.Тенишевой.

 

Но истинную славу этим местам принесли талашкинские художественные мастерские, открывшиеся в 1900 году. Руководить новым делом пригласили художника С.В.Малютина. За пять лет существования в резной, столярной, керамической и вышивальной мастерских было изготовлено множество предметов быта от детских игрушек и балалаек до целых мебельных гарнитуров. Эскизы для многих делались известными художниками: Врубелем, Малютиным,Коровиными др.

В здании бывшей сельскохозяйственной школы ныне развернута интересная экспозиция, свидетельствующая о другом направлении деятельности М.К.Тенишевой. В Талашкине была собрана одна из самых больших коллекций предметов народного искусства.

 

 

Главными помошниками княгини в собирании, хранениии и изучении народного искусства стали В.И.Сизов, А.В.Прахов и И.Ф.Барщевский, известный своими фотографиями памятников старины. Для талашкинского музея было отобрано множество изделий из дерева, изразцов, тканей, кружев и др.

На вершине холма в 1900 - 1905 году была выстроена церковь Святого Духа. Считается, что над проектом работали И.Ф.Барщевский, М.К.Тенишева, С.В.Малютин и В.В.Суслов. Постройка получилась необычной и очень выразительной. В 1903 году в храмовой усыпальнице был похоронен князь В.Н.Тенишев, после разорения усыпальницы, в 1923 году перезахоронен на деревенском кладбище.

 

 

Расписывать церковь пригласили Н.К.Рериха. Над ее украшением он трудился с 1908 по1914 год, однако отступления от православного канона послужили причиной того, что храм так и не был освящен. К сожалению росписи не сохранились ( в советское время в храме был склад, зерно ссыпали с грузовиков через окна). Уцелевшая смальтовая мозаика "Спас Нерукотворный" дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.