II этап: связан с перестройкой и с соц.реализмом.
1)Виктор Пелевин роман «Омон Ра», 1992, 2) Петрушевская
Омон, т.к. папа – милиционер
Ра, т.к. Бог Солнца
Короткие мимолетные очереди – вероятно выпускной. Полет в космос – желание победить американцев, и, на самом деле он в метро. Должен застрелиться из-за нехватки воздуха. Осечка.
Сюжет строится на подготовке советских космонавтов к полёту на Луну, одним из которых является главный герой книги — Омон Кривомазов, самом полёте и «разоблачении» космонавтики. По признанию самого Виктора Пелевина, в книге использована идея «тоналя», обозначающего в символическом смысле коммунистическое общество, «советский космос». Книга посвящена «Героям советского космоса» — но не космонавтам, а обычным людям, жившим в обособленном «советском космосе».
В сюжете фигурирует летное училище имени Маресьева, где курсантам после поступления ампутируют ноги во имя Родины, а затем обучают танцевать калинку (поскольку самолетов нет). Руководитель училища говорит, что подарить Родине ноги может каждый, дело нехитрое, «а ты попробуй жизнь отдать!». Вскользь в книге также упоминается пехотное училище имени Александра Матросова, выпускные экзамены в котором сопровождались пулеметными очередями и высшее военно-политическое училище имени Павла Корчагина, выпускники которого были парализованными и слепыми инвалидами.
Идея подземной, поддельной космонавтики находит пересечения с некоторыми классическими советскими («Большое космическое путешествие») и зарубежными («Козерог-1») фильмами.
Наше время: (серьезный постмодернизм-построен не на пинках соцреализма). Дмитрий
Глуховский «Метро 2033», Дмитрий Быков «Эвакуатор», “Орфография”
Характерно:
1) Интертекстуальность, основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам, (цитация, скрытая)
2) Совмещение высокого и низкого (Ерофеев от пола до затылка)
3) Использование лексики без ограничений (поэтизмы и тут же обсцентная лексика)
4) Тема игры ( пронизывает все произведения. Игра с сюжетом, словесная, ситуативная)
5) Использование симулякров (слово за которыми нет значения, нулевое).
«Вперед коммунизм-куда» (направления в движении нет). Отличия от реализма.
Реализм-оптимистичен. Постмодернизм заканчивается хаосом. Хаос смешивает
реальное и нереальное. Реализм дает перспективу.
6)Постмодернизм = нелогичность + хаос.
Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
1)Соц.реализм не актуален.
2)Масса ассоциаций исторического плана
3)Все построено на реальности, но тут же появляется фактическое
4)Каждый раз читатель находится в состоянии обманутого ожидания. Хочет, чтобы остались вживых, но погибают. И все понимают, что у Артема-великая миссия. Понимает в чем его миссия, но уже поздно. Постмодернизм гармония не установлена (много цитат, мысль о миссионерстве).
5)«Метро 2033». Много цитат из разных произведений. Артему дают поручение сходить в Полис. Миссия Артема очень значимая. Слишком много смертей. Смерти не случайны – цена миссии Артема. Много ассоциаций. Изумрудный город – университет. Карта метро со всей историей мира. Есть фашисты, коммунисты и т.д.
Билет № 26
“ Современная поэзия. Направления и имена.”
Современная поэзия связана с постмодернизмом. Продолжается неоклассицизм (Тарковский, Пушнер)
Пушнер: СПбГУ с филол.фак. Стихотворения связаны с университетом. На кафедре есть 2 бюста: Пушкин и Гоголь. Тема славы.
Арсений Тарковский: Его поэзия связана с историей человечества (адамизм). Поэт наделен даром божественного. Его стихи используются в фильмах Тарковского.
Поэзия ХХ века – Иосиф Бродский. Построено все на ассоциациях. Недосказанные строчки, мысли, рваная речь.
Экспериментальная поэзия – Генрих Сапгир (игровые стихи). Стих «Кошка и саранча».
Олег Григорьев (пишет страшилки). «Электрик Петров». Игровая поэзия.
Игорь Колин (играет в обывателя, который гордится собой). Пишет часто о себе.
К нему близок Дмитрий Пригов (о милиционерах). Стих: «Женщина в метро меня лягнула» (гордость собой).
Карточная поэзия: каждое стихотворение занимает библиографический ящик. Ритм создается от перелистывания карточек. Принцип: что вижу, то пою.
Тимур Кибиров (наст.фам. Запоев). Сохраняет все классические размеры. Поэма «Сортиры». История лирического героя и его сортиров + его любовь, родители, мечтания, воспоминания обо всем. Поэма очень поэтична. Признает себя сентиментальным поэтом. Много интересных произведений. Воспоминания о 70-х гг. Разрешили в школе Блока и т.д. «Рождественские аллегории». Показаны 2 поколения. У Кибирова много находок; патриотическое стихотворение «Все мне дорого здесь…», «Послание Ленке».
Современная драматургия:
1) Людмила Петрушевская
2) Нина Садур
3) Николай Коляда
4) Братья Пресняковы
Характерно: игра с предыдущими текстами, обращение к классике.
Нина Садур. «Ехай». Маленькая пьеса об эпохе перестройки. Мужчина вышел зарабатывать хитрым образом: он лег на рельсы, и либо дай пятерку, либо ехай. Его находит жен. и забирает его с собой.
«Чудная баба». 1 действие: Все городские жители выезжали убирать огород. Лидия Петровна видит, что осталась на поле одна. Больше никого нет. Встречает Убиеньку, и она говорит, что мира нет. 2 действие: хаус, Лидия Петровна не знает верить живым или нет?
Людмила Петрушевская. «Три девушки в голубом». Переписанный Чехов «Три сестры». Живут на даче в строящихся домах. Какие мечты о вечном, если нет простых удобств?
«Вставай, Анчутка!» - пьеса. Показана семья, где всем друг на друга плевать. От сострадания к людям рассыпается Анчутка в прах.
«Мужская зона» - действие происходит в аду. Бетховен(Джульетта), Энштейн(Ромео), Гитлер(кормилица), Ленин(луна). Ставят «Рамео и Джульетту». Мешается все и со всем.
Николай Коляда. Имеет свой театр (Екатеринбург). Постмодернизм сложно поставить. Есть переложение классики: «Старосветские помещики» (перекликается с Гоголем). «Записки сумасшедшего», цикл «Хрущевка». «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» (по мотивам Н. В. Гоголя) – постмодернистский спектакль.