Понятия: влияние, власть, лидерство

Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он влияет на других. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Управляющий становится во главе организации в результате делегирования полномочий. Действия же лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур.

Лидерство– это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Руководитель организации, являющийся лидером, может добиться эффективного управления подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Влияние- это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношение, ощущение и т.п. другого индивида. Средства влияния могут быть различными: просьба, высказанная на ухо или вслух; угроза увольнения; влияние с помощью идей и т.д. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть– это возможность влиять на поведение других. Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако известно, что влияние и власть в разной степени зависят от личности, на которую оказывают влияние, а также от ситуации и способностей руководителя.

Джон П. Коттер утверждает, что руководителю необходимо развивать власть «потому, что он зависит от некоторых людей, которые ему не подчинены, и во – вторых, потому, что практически никто не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что он – начальник».

Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Объем власти того или иного человека определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше эта зависимость, тем больше власть данного лица. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей и т.д.

В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.д. Такая ситуация часто возникает в организациях, где применяется линейная структура управления, предусматривающая компетентность руководителя по широкому спектру вопросов, а добиться этого сложно.

Руководитель должен сознавать, что поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им власти в одностороннем порядке в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою власть. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающих у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, - непокорности.

Д. МакКлелланд замечает, что «эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере».