Архитекторы : А. Г. Мордвинов при участииВ. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова 1953—1957 годы

 

 

29-этажная гостиница "Украина" (26-жилых, 3-технических), высотой в 170 м, находится в очень выгодном положении, у наиболее крутой излучины Москвы-реки, где ее пересекает важнейшая артерия города Новый Арбат - Кутузовский проспект, и поэтому воспринимается как одна из главных точек, характерных для города. В главном корпусе расположена гостиница, а боковые, высотой в 8 и 10 этажей предназначены для жилых помещений. В них находиться 254 квартиры. Перед гостиницей разбит сквер, где в 1974 был установлен памятник Т. Шевченко работы скульпторов М. Грицюка, Ю. Синькевича, А. Фуженко; к реке спускается широкая гранитная лестница.Гостиница представляет собой массивный комплекс, где акцент сделан на центральной высотной части с монументальным входом и венчающим ее шпилем; справа и слева от главного портала - украшенные башенками крылья.

В гостинице 1032 номера (1627 мест)

Как и высотка на Котельнической набережной, "Украина" акцентирует важный участок по течению Москвы-реки.Стилистически постройка может быть отнесена к характерным произведениям сталинского классицизма, в котором ордерный принцип организации фасадов сочетается с массивным скульптурным декором, включающим элементы советской символики. В данном случае классические пирамидки-обелиски в завершениях ярусов здания чередуются с орнаментальными аттиками из пятиконечных звезд и вазами в виде снопов пшеницы. Монументальные вазы-снопы - символы плодородия богатой хлебом Украины - увенчивают башни боковых корпусов, создавая сложный узорчатый силуэт комплекса. В целом сооружение отличается уравновешенностью частей композиции, хорошими пропорциями. В процессе проектирования автор разработал специальную систему пропорционирования фасада на основе сетки подобных треугольников. Интерьеры гостиницы сохранили многие элементы первоначального оформления: мебель, осветительную арматуру, филенчатые двери, штукатурную орнаментику и др. Особенно парадно отделан входной вестибюль. Центр обширного зала, облицованного светлым мрамором, венчает круглый живописный плафон, изображающий народный праздник на Советской Украине.

 

Гостиница является обладательницей уникальной системы пожарной безопасности, которой нет ни в одной другой московской гостинице. В случаи возгорания применяется чисто российское изобретение - пожарно-спасательный рукав. Спускается он с одного яруса гостиницы на другой с наружной стороны здания и раскрывается (разумеется) только при пожаре. "Кишка" эластична и одновременно может принять в свою утробу до 10 человек. Изготовлена она из капрона и позволяет за считанные секунды спустится на 30 метров (такова их длина).

 

Свыше 40 лет городская пыль и гарь въедалась в фасад гостиницы. К 850-летию столицы было решено отмыть гостиницу и вернуть каменному гиганту первозданный розовый цвет. Для этого пригласили бригаду фасадчиков со специальной альпинисткой подготовкой. От кончика шпиля до первого этажа они счищали въевшуюся грязь наждачным кругом. Затем стены покрыли бесцветным составом, который создал защитную пленку.

 

 

Гостиница «Ленинградская»

 

 

Архитекторы: Л.М. Поляков , А.Б .Борецкий , конструктор Е.В. Метлюк


26-этажное здание (высота 136 м) разделено на три объема. Его шестиэтажная часть представляет собой основание для прямоугольной четырехгранной башни высотой в 13 этажей. Третий объем, завершающий сооружение, состоит из трехэтажного клуба, являющегося как бы постаментом для двух восьмигранных башен, переходящих в 24-метровый шпиль с пятиконечной звездой в обрамлении колосьев.

При строительстве здания выяснилось, что в месте расположения фундамента, на глубине до 8,5 м, находился плывун. Чтобы подготовить надежное основание под фундамент здания, строителям нужно было удалить воду и превратить текучую массу в сухой строительный грунт. Для этого по периметру строительной площадки был сооружен шпунтовый ряд, который препятствовал проникновению воды в огражденном пространстве и позволял удалить имеющуюся в нем воду.

Архитектура гостиницы воспроизводит мотивы русской архитектуры XVIII в., чтобы более гармонично его объединить с другими зданиями, расположенными на площади, весьма различными по стилистике. В отличии от преимущественно классических форм других высоток, гостиница стилизована в формах «нарышкинского» стиля. Отделка фасадов гостиницы отличается от остальных высотных зданий многоцветностью. Наряду с белыми керамическими плитами значительные площади стен облицованы красной глазурованной керамикой, имитирующей кирпич. Ребра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом.

Весьма нестандартно решены интерьеры здания, убранство которых отчасти напоминает элементы русского зодчества конца XVII - начала XVIII вв. В парадном вестибюле обращает

 

 

на себя внимание рельеф герба Москвы - св. Георгия Победоносца, нарядная декоративная решетка, копирующая орнамент кремлевской "золотой решетки", люстры, напоминающие церковные паникадила. Основное композиционное ядро парадных интерьеров шестиэтажного стилобата гостиницы составляет центральная лестница с 19-метровой люстрой, свет которой отражается в зеркальных стеклах, вытянутых на всю высоту лестничной клетки.

 

Заключение

 

Сталинский ампир — лидирующее направление в советской архитектуре (1933—1955-е годы), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина.

Этот архитектурный стиль сочетал в себе элементы позднего ар-деко и классицизма, барокко и ампира эпохи французского императора Наполеона. Также для сталинского ампира характерны: роскошь, помпезность, монументальность и величественность. В декорировании мебели, используемой при оформлении интерьеров, выполненных в стиле сталинского ампира, применялась резьба, которая включала в себя изображения пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Сталинский ампир оказал большое влияние на архитектуру социалистических государств. Здание варшавского Дворца науки и культуры было построено в этом архитектурном стиле.

Конец эпохи сталинского ампира пришелся на 1955 год, когда Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР издали постановление №1871 в котором говорилось об устранении различных излишеств в строительстве и проектировании.

 

 

Используемая литература

· Бергсон А. Творческая эволюция. Москва -Жуковский, Кучково Поле, 2006, стр.

 

· Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994.

· Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. - М.: Республика, 1998.

· Раппапорт А. «Сталинский ампир - гипнотизм и наркотизм стиля»

· Свободная энциклопедия Википедия (ru.wikipedia.org)