Повесть Гоголя «Шинель
Формула гоголевского гуманизма — «человек — брат твой» — определяет содержание «Шинели», ее призыв увидеть и под покровом бедности и духовной неразвитости человека, проявить к нему братские чувства, встать на его защиту. «Шинель», в которой Гоголь добивается высшей разработки темы маленького человека, представляет историю Акакия Акакиевича Башмачкина (притом Акакий – греч. «беззлобный», т.е. герой как бы беззлобен в квадрате; акцент на имени сосредотачивается тем, что автор сам подчёркивает бессмысленность фамилии героя (все родные Акакия ходили в одних сапогах – откуда же такая фамилия?- удивляется автор)), титулярного советника, всю свою жизнь занимавшегося переписыванием документов, находящего даже в этом свою поэзию. Акакий Акакиевич берёт даже работу на дом, чтобы и дома наслаждаться выведением букв – но за безупречную службу Акакия Акакиевича не повышают. Он просто не способен на другую деятельность – попробовавшись в другой должности, он отказывается от неё и возвращается на место переписчика. «Униженный и оскорблённый» всю свою жизнь, с самого детства задавленный мировым порядком, где чин и звание заслоняют личность, обстоятельствами – не весьма далёким умом, отсутствием богатого наследства, амбиций, он не рвётся развиваться, да и не способен на это – и только сносит издёвки и шутки молодых своих коллег, имея своим оружием только жалобный вопрос-упрёк: «Зачем вы меня обижаете?»
Его протест пассивен, но Гоголь сам вступается за своего героя, вскрывая всю несправедливость и жестокость социальных отношений, обрекающих Акакия Акакиевича на безрадостное и жалкое существование.
Лишь на недолгий момент вторгается в горестную жизнь Акакия Акакиевича что-то похожее на человеческое счастье. Решение сшить новую шинель — это новый этап всей его жизни. Забота о шитье шинели, торжественное водворение ее на плечи Акакия Акакиевича как бы придают новый смысл всему его существованию, пробуждают в нем те человеческие чувства, которые были заглушены, забиты нищетой. Мечта о новой шинели при всей своей мелочности придает цель его жизни и преображает Акакия Акакиевича.
Но случается катастрофа – новая шинель, открыв двери Акакию Акакиевичу в новый мир (он оказывается с коллегами на вечере у своего начальнику, но уходит оттуда, пытаясь вернуться домой и лечь спать в обычное своё время), оказывается украдена на пустынной площади. Столкнувшись с охранником-будочником, отказавшем в помощи, Акакий Акакиевич по совету идёт на встречу с «значительным лицом», высокопоставленным чиновником, который гонит Башмачкина прочь, только чтобы показать другу свой командный голос. По дороге домой бедняга простуживается и вскоре умирает, и грустно звучат заключительные слова автора, подытоживающего жизнь «маленького человека»: «Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»
Однако завершается повесть фантастической частью, в которой призрак Башмачкина восстанавливает справедливость, похищая без разбору чинов и званий шинели у жителей города, пока, наконец, не забирает в качестве мести дорогую шинель «значительного лица», ставшего причиною смерти Акакия Акакиевича.
В «Шинели», как и во всем цикле «петербургских повестей», Гоголь остается на позициях отвлеченного гуманизма, гуманизма жалости и сострадания. Его герои бессильны бороться против несправедливости общественных отношений, они не понимают истинных причин своих страданий, они не видят сколько-нибудь ясной и отчетливой цели своих стремлений. Их протест имеет пассивный характер, не освещен сознанием необходимости социального переустройства.
. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает соц.трагедию "маленького человека". Из кабинета "значительного лица" Акакия Акакиевича "вынесли почти без движения". Г.подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова". И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели "со всех плеч, не разбирая чина и звания".-он начинает жить только после смерти,но именно действительность дел.возможным жизнь