Влияние психической депривации на развитие детей-сирот

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Рассмотрим основные негативные социалыю-психические воздействия, которым в той или иной степени подвержены вес дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Речь идет о психической депривации, реактивных расстройствах привязанности и сепарационных симптомокоплексах.

Психическая депривация – психическое состояние, возникшее к результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Депривационная ситуация у ребенка – особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся с невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.

Наиболее часто психическая, депривация у детей возникает при следующих обстоятельствах:

в условиях сенсорной недостаточности (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции т.п.);

при ограничении двигательной активности (двигательная депривания у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, долго болеющих);

при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной привязанности к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей «отказниц» при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).

Единого "депривационного синдрома", по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. Вместе с тем, отмечаются следующие симптомы и симтомокомплексы:

- задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы;

- эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие стойкие искажения формирования эмоций;

- волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;

- коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния;

- двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании, которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих действий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода;

- расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна. Соматичекие симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и системы.

Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также его качества.

Классифицировать все значимые источники депривации нелегко. Между отдельными категориями имеются многие переходы; часто один и тот же ребенок страдает несколькими видами депривации последовательно или даже одновременно (L.Yarrow, M.Rutter,).

В классической картине депривированного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных выше характерных симптомов и симптомокомплексов, от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций (Й.Лангмейер, З.Матейчик).

Предполагается, что одним из факторов при возникновении психической депривации является прекращение уже создавшейся связи.

Разлука ребенка с матерью или с иным лицом, ее заменяющим, в первые 3-5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению психики ребенка (И.Боулби). Так было введено понятие "сепарация" в качестве патогенного и исключительно важного обстоятельства.

Таким образом, сепарация (separer (фр.) - разделять) - это ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Причем, имеет значение время и понимание данной ситуации. Если ребенок школьного возраста временно разлучен с семьей, то это может укрепить его развитие к самостоятельности. Опасно, если жизненные обстоятельства лежат вне границ понимания ребенка – если ребенок данной ситуацией "застигнут врасплох", причем, по своему развитию он к ней не подготовлен.

Сепарация представляется как внешняя ситуация, которая может представлять депривационный фактор. У ребенка создается определенная специфическая связь с окружающими людьми. У него образуется и определенное отношение к окружающей среде, к определенным параметрам, к игрушкам и т.п., так что всякая сепарация представляет комплексную, сложную психологическую ситуацию.

Определенную форму сепарации переживает ребенок при переходе из одного учреждения в другое, когда меняется не только персонал, но и вся окружающая среда. Реакции детей на переход из одного интернатного учреждения в другое, по мнению Й.Лангмейера и З.Матейчика, показывают лучше всего то, что обоснованием сепарационной симптомологии в поведении ребенка может быть отрыв от комплекса привычных жизненных условий.

Развитие детей-сирот в условиях интернатных учреждений изучалось многими зарубежными и отечественными исследователями.

Драматические картины "госпитализма" - крайней формы институализации ребенка - обрисовал Р.Спиц. По его сведениям, на первом году жизни 70% детей в этих условиях погибают, а остальные пребывают на границе с умственной отсталостью.

Проблеме "материнской депривации" посвятил свои исследования английский психолог И.Боулби. Он подчеркнул необходимость связей ребенка с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте.

Проблема сиротства и причины отставания в развитии изучались в конце 50-х годов в Ливане В.Деннисом и П.Наджарьяном (W.Dennis, R.Najarjan). Ими было отмечено отставание детей-сирот в развитии и выявлены его причины.

В последние 20 лет проводились специальные исследования, которые подтвердили, что помимо отсутствия матери (материнской депривации), в комплекс причин отставания в развитии воспитанников закрытых детских учреждений входит обеднение среды за счет резкого снижения яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение общения, контактов с окружающими людьми (социальная депривация), упрощение эмоционального фона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и др. (L.Yarrow, M.Rutter).

Многие авторы отмечают дисгармоничность развития интеллектуальной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Б.И.Айзенберг, В.И.Кондрашин, Н.В.Кузнецов, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, И.А.Коробейников, В.М.Слуцкий, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Е.О.Смирнова, А.Е.Лагутина, Э.Л.Фрухт и др.), несформированность эмоционально-волевой сферы (С.Ю.Мещерякова, Н.В.Москоленко, Э.Пиклер, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Л.М.Царегородцева,), искажения в общении со взрослыми и сверстниками (Л.Н.Галигузова, Т.М.Землянухина, И.А.Залысина, Е.О.Смирнова, Н.В.Москоленко, А.Г.Рузская, Т.А.Финашина, и др.).

Исследования А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, осуществленные в конце 70-х - начале 80-х годов, показывают, что специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают отставание детей по ряду показателей: у них более узкий общий кругозор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами и явлениями, позже развивается наглядно-образное мышление. У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения детей.

К вопросу современного сиротства обращаются также И.Ф.Дементьева, М.Г.Костенцкая, Л.В.Миронова и др. Авторами подчеркивается, что у оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. Отмечается, что чем раньше отрывается ребенок от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям.

Для таких детей, по мнению Й.Лангмейера и З.Матейчика, характерно запаздывание в социальном поведении, что неминуемо отражается на интеллектуальном уровне ребенка, который нередко приходится оценивать как граничащий с дебильностью.

Дети первых лет жизни наиболее сензитивны к любому типу депривации (Й.Лангмейер, З.Матейчик).

Чем меньше ребенок, тем сильнее он зависит от условий, в которых он живет. Наиболее тесно благополучие ребенка связано с окружающей средой в младенчестве. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях дома ребенка, резко отстают в своем развитии. Изучению особенностей детей этой категории посвятили свои исследования Н.А. Казбернюк, А.Г. Московкина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская; Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов, и др.

В последние десятилетия в нашей стране под руководством профессора М.И.Лисиной проведен комплекс исследований по изучению психического развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях дома ребенка, детского сада и семьи.

Исследования показали, что дети, растущие в дошкольных учреждениях интернатного типа, с первых же месяцев начинают отставать от своих сверстников, живущих в семьях, в психическом развитии. Это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие. Данный вывод является результатом обобщения более чем 150 тысяч опытов, проведенных с 2700 детьми в возрасте от новорожденности до 7 лет (из них 700 - воспитанники домов ребенка и детских домов).

Проблема психического развития младенцев в условиях материнской депривации была предметом исследований К.В.Солоед. Автор рассматривает депривационный синдром у детей первого года жизни, перенесших длительную разлуку с матерью; дает квалификацию дефицитарного ухода на психологическом уровне и описывает механизмы его влияния на психическое развитие младенца. Экспериментально в настоящей работе подтверждена гипотеза о том, что лишение ребенка на первом году жизни возможности присвоить "положительные качества материнского объекта" приводит к нарастающему отчуждению от остальных объектов, делает невозможным дальнейшее развитие стабильных и тесных межличностных отношений, ведет к социальной дезадаптации и жизненной некомпетенции ребенка.

В "Программе воспитания и обучения в домах ребенка" (Э.Л.Фрухт) учтены последние достижения педагогики раннего возраста, детской психологии, практики воспитания детей в этих учреждениях. Но в этой программе основное внимание направлено на сохранение здоровья ребенка, а не на его личностное воспитание. Не уделяется достаточного внимания воспитательной работе, направленной на дальнейшую социализацию ребенка, тренировку его адаптационных механизмов, что приводит к дезадаптации в новой среде и трудностям социализации.

После трехлетнего возраста дети переводятся из дома ребенка в детский дом. Несмотря на то, что много внимания в этих учреждениях уделяется развитию познавательной сферы детей, во многих случаях (85-92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы (С.Д.Забрамная, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская и др.).

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Проблема адаптации детей при переходе из дома ребенка освещена в работе Р.В.Тонковой-Ямпольской. Ею определены основные этапы привыкания к новым условиям среды и факторы, определяющие степень тяжести адаптационного процесса. Автором рассматриваются три основных варианта изменения стереотипа социального поведения ребенка: при поступлении его в дом ребенка из больницы, при переходе из одной группы в другую и при усыновлении; дается понятие "адаптационного синдрома"; перечисляются причины, вызывающие состояние психического стресса при переходе в изменившиеся условия. Кроме того, автором определены основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, показывающие тяжесть адаптационного периода и намечены пути профилактики тяжелой адаптации.

В "Методических рекомендациях для педагогов интернатных учреждений" (составитель Е.В.Проскура) автором предложены психолого-педагогические рекомендации по облегчению адаптационного периода у детей, поступивших в детский дом, раскрыты условия и реальные возможности, способствующи оптимизации учебно-воспитательного процесса на первой ступеньке дошкольного детства.

Процессы осознания своего опыта детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме изучались, Е.О.Смирновой и А.Е.Лагутиной. Полученные результаты показывают, что для дошкольников, воспитывающихся в детском доме, отдельные прожитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в психологический аспект. Это свидетельствует о жизненной некомпетентности детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленной педагогической работы в условиях интернатного учреждения, чтобы научить ребенка-сироту осознавать свой жизненный опыт и собственные переживания.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что отсутствие учета единства двух составляющих: аффективного и когнитивного в развитии ребенка, находящегося в условиях интернатного учреждения, приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что, в свою очередь, влияет на развитие когнитивных функций.

Результатом является отсутствие сформированности механизмов адаптации: неумение устанавливать эмоциональный контакт с людьми; отсутствие разработанных аффективных стереотипов; неумение осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать гибкий диалог со средой. В итоге все это приводит к трудностям социальной адаптации ребенка-сироты.

Но если эти трудности неизбежны для здоровых детей-сирот, то еще больше в данной ситуации страдают дети с изначально имеющимися нарушениями психического развития.