Раздел 9. Духовная жизнь общества.
Тема 9.1 Культура и духовная жизнь. Мораль. Нравственная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура.
Семинар по теме 9.1.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «культура», «материальная культура», «духовная культура», «массовая культура», «элитарная контркультура», «народная культура», «субкультура», «контркультура», «экранная культура»?
2. Существует утверждение об условности деления культуры на материальную и духовную. Почему?
3. Установите различие «массовой» и «элитарной» культур?
4. Проиллюстрируйте примерами взаимодействие массовой и элитарной культур.
5. Назовите позитивные и негативные признаки массовой культуры и проиллюстрируйте примерами.
6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Духовная культура».
7. Решение тестов по форме ЕГЭ.
Основная литература:
1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.
2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.
4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература:
1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова
2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.
Тема 9.2. Образование в системе духовного производства. Основные направления развития образования. Общественная значимость и личностный смысл образования. Закон об образовании РФ.
Семинар по теме 9.2.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «образование», «самообразование»?
2. Какие виды образовательных программ существуют в России?
3. Назовите основные направления развития образования.
4. Какие функции выполняет образование как социальный институт?
5. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Образование в систем духовного производства».
6. Решение тестов по форме ЕГЭ.
Основная литература:
1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.
2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.
4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература:
1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова
2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.
Тема 9.3. Искусство, его формы, основные направления. Средства массовой информации.
Семинар по теме 9.3.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «искусство», «виды искусства», «средства массовой информации»?
2. Чем характеризуется искусство как вид духовного производства?
3. В каких видах может быть представлено искусство?
4. Какие функции выполняет искусство как социальный институт?
5. Какие функции реализуют СМИ в обществе?
6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Искусство в систем духовного производства».
7. Решение тестов по форме ЕГЭ.
Основная литература:
1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.
2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.
4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература:
1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова
2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.
Тема 9.4. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
Семинар по теме 9.4.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «религия», «мировые религии», «национальные религии», «монотеизм», «политеизм», «функции религии»?
2. Назовите ранние формы религии.
3. Какие религии считаются мировыми?
4. Какая религия является самой ранней по времени возникновения? Определите характеристики и направления данной религии.
5. Каковы отличия основных направлений христианства? В чём заключаются основные ценности данной религии?
6. Назовите особенности мусульманской религии и ее фундаментальные принципы.
7. В чём заключается роль религии в современном мире?
8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Религия как социальный институт».
9. Решение тестов по форме ЕГЭ.
Основная литература:
1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.
2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.
4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература:
1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова
2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.