Раздел 3. Социальные отношения.

Тема 3.1. Социальная структура. Социальные отношения.

Семинар по теме 3.1.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «социальная структура», «социальные отношения», «социальная дифференциация», «социальная стратификация», социальное неравенство», «социальная общность»?

2. Каковы основные элементы социальной структуры общества?

3. Какие виды социального взаимодействия можно выделить?

4. Назовите критерии социальной стратификации и проиллюстрируйте их примерами.

5. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Социальная дифференциация».

6. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 3.2. Многообразие социальных групп и их признаки. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Брак. Тенденции развития семьи в современном мире.

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Классы. Этнические общности. Племя, народность, нация. Национальное самосознание. Межнациональное сознание. Конституционные принципы национальной политики в РФ.

 

Семинар по теме 3.2.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «социальная группа», «семья как малая социальная группа», «семья как социальный институт», «молодежь», «класс», этнос», «национальная политика», «национализм»?

2. Назовите различные типы социальных общностей.

3. Какие виды семьи выделяют ученые? Охарактеризуйте каждый вид.

4. Назовите функции семьи как социального института.

5. Назовите стадии развития этноса.

6. Назовите признаки, характеризующие этническую группу.

7. Какие проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют в современной России?

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Семья как малая социальная группа».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 3.3.Социальный статус, социальные роли. Социальная мобильность, ее типы.

Семинар по теме 3.3.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «социальный статус», социальная роль», «социальная мобильность», «социальный лифт»?

2. Какие виды социальных статусов Вы можете назвать?

3. Назовите признаки, характеризующие социальные статусы?

4. Виды, типы, направления, формы социальной мобильности.

5. Какие социальные лифты вы знаете?

6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Социальная мобильность».

7. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 3.4.Социальный конфликт и его пути разрешения. Виды социальных конфликтов, их причины.

 

Семинар по теме 3.4.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «социальный конфликт», «межнациональные конфликты», «пути разрешения социальных конфликтов»?

2. Какие виды социальных конфликтов вы можете назвать?

3. Приведите примеры социальных конфликтов.

4. Назовите причины этнических конфликтов.

5. Какие методы разрешения конфликтов наиболее эффективны?

6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Межнациональный конфликт и способы его разрешения».

7. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.