ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

к содержанию

Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой.

Можно предполагать что первобытный человек приду­мал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного челове­ка, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыб­ной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, при­креплял каменный молоток и топор к деревянной рукоят­ке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, ос­нащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечис­лить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Исполь­зование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука перво­бытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завя­зывания узлов на своей одежде в определенные критичес­кие периоды, особенно при родах, бракосочетании и погре­бении». И далее: «У русских сеть со множеством завязан­ных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболов­ную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Аму­лет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая наход­ка. Но тем не менее время сохранило нам несколько об­рывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узла­ми. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта на­ходка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и пря­мой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих ко­раблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели сделаны весьма ис­кусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти с узлами. Несколько мо­делей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологичес­кая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки па­русного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреп­лена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия — покровителя торговли и назывался Nodus Hercules — геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узла­ми, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С по­мощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым па­русным вооружением всегда лежали узлы, а механика уп­равления парусами строилась на тросах и блоках. От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

return false">ссылка скрыта

К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различ­ных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от сна­стей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию пред­метов, к которым они вязались, — сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, напри­мер: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, но­сящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернаци­ональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех уз­лов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столе­тие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства уме­ние вязать узлы расценивалось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.