Термины и определения
Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.
Действительный размер, DД — размер элемента, установленный измерением.
Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Наибольший предельный размер, Dmax, dmax — наибольший допустимый размер элемента (рисунок 1).
Наименьший предельный размер Dmin, dmin — наименьший допустимый размер элемента (рисунок 1).
Номинальный размер, Dн— размер, относительно которого определяются отклонения (рисунки 1, 2).
Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения
Рисунок 1 - Виды размеров
Рисунок 2 – Виды отклонений
Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (рисунок 2) (ES — верхнее отклонение отверстия; es — верхнее отклонение вала).
Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (рисунок 2) (ЕI — нижнее отклонение отверстия; ei — нижнее отклонение вала).
Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (рисунок 2).
Допуск, Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (рисунок 2) (допуск — это абсолютная величина без знака).
Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (рисунок 2).
Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска (i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.)
Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Основной вал, h — вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
Основное отверстие, Н — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Предел максимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.
Предел минимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.
Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (рисунок 3).
Рисунок 3 – Соединение с зазором
Натяг — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (рисунок 4) (натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстая и вала).
Рисунок 4 – Соединение с натягом
Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (рисунок 5).
Рисунок 5 – Схема полей допусков посадки с зазором
Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (рисунок 6).
Рисунок 6 – Схема полей допусков посадки с натягом
Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема полей допусков переходной посадки
Наименьший зазор, Smin — разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (рисунок 8).
Наибольший зазор Smax — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (рисунок 8)
Наименьший натяг, Nmin — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом (рисунок 8).
Наибольший натяг , Nmax — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке (рисунок 8).
Рисунок 8 – Образование зазоров и натягов
Посадки в системе отверстия — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рисунок 9).
Посадки в системе вала — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рисунок 10).
Рисунок 9 – Формирования посадок в системе отверстия
return false">ссылка скрыта
Рисунок 10 – Формирования посадок в системе вала