Девиантное поведение на войне. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в бытовой обстановке. Девиантное поведение на войне.
Постановка вопроса об отклонениях на войне (девиантном поведении) вполне оправдана, поскольку от некоторых девиантных поступков нередко зависит жизнь многих военнослужащих и успех боевых операций (например, от предательства). Другие отклонения оказывают угнетающее (например, самоубийства) или разлагающее (например, мародерство) воздействие на участников боевых действий. Третьи разрушают психическое здоровье воинов, дезорганизуют их взаимодействие (пьянство, наркотизм), вследствие чего значительно возрастает боевая нагрузка на добросовестных участников боевых действий (дезертирство, симуляция и т. п.), и т. д.
Нормальнымв боевой обстановке считается поведение, которое осуществляется в правовом пространстве, ориентировано на основные нравственные установления военного времени, не вносит дезорганизацию в деятельность коллектива и не ставит под угрозу жизнь и здоровье самого субъекта поведения и сослуживцев.
Общая классификация девиаций военного времени, построенная на основании их направленности, может иметь следующий вид. Из рисунка видно, что имеют место своеобразные группы девиантных поступков, преследующих различные цели. Так, одни из них ориентированы на получение девиантами личной выгоды в виде удовлетворения идеологических потребностей, реализации идеологических, этнических и религиозных установок, получения материального вознаграждения от противника, изменения в благоприятную сторону условий своего существования, сохранения жизни и др. К этой группе девиаций можно отнести трусость, предательство, добровольную сдачу в плен, мародерство.
Другую группу отклонений составляют поступки, направленные на уклонение от участия в боевых действиях в целях сохранения жизни, здоровья, по идеологическим, религиозным и иным соображениям. Это, прежде всего, дезертирство, симуляция неспособности участия в бою, членовредительство, пьянство, наркотизм и самоубийство.
В третью группу включены девиации, связанные с агрессивными проявлениями личности и направленные на решение тех или иных личностных проблем посредством насилия над местным населением, убийства неугодных сослуживце и командиров и др.
Трусостьпредставляет собой поведение, в процессе которого под воздействием страха попираются как нравственные, так и моральные нормы, создается угроза жизни, социальному статусу субъекта активности либо безопасности других людей.
Трусость не тождественна страху. Страх на войне испытывают практически все психически здоровые люди. Однако обстоятельства боевой обстановки, боевая задача, внутригрупповое распределение боевых функций, возможные трагические последствия и другое не дают участнику боевых действий права подчиниться страху.
Трус же игнорирует все остальные побудители, свое прошлое и будущее, судьбу сослуживцев, исход боя и отдается страху без остатка.
Дезертирствоопределяется как самовольное оставление военной службы или уклонение от призыва в армию.
Причинами дезертирства могут стать самые различные обстоятельства — от трусости, психологической и профессиональной неподготовленности к боевым действиям до гипертрофированного желания «помочь маме заготовить сено».
Своеобразной формой дезертирства является немотивированный отказ военнослужащего участвовать в боевых действиях, в выполнении конкретной боевой задачи.
В случае «срабатывания» в групповом поведении военнослужащих психологических законов толпы возможно массовое оставление ими поля боя. Особенно остро и массово дезертирство проявляется в периоды общего снижения морально-психологического состояния войск, резкого падения воинской дисциплины, снижения популярности войны и роста антивоенных настроений в обществе, длительного неуспеха (поражения, большие потери) в вооруженном противоборстве с противником.
Учитывая огромный вред, наносимый дезертирством даже отдельных военнослужащих морально-психологическому состоянию войск, их боеспособности, во всех армиях мира принимаются самые жестокие меры по его предупреждению и пресечению (вплоть до расстрела).
Предательстворассматривается как измена интересам и ценностям группы членства, предполагающая возможность нанесения ей серьезного ущерба в пользу интересов референтной группы.
Психологическими «пружинами» предательства чаще всего выступают идеологические, религиозные разногласия с группой членства, различного рода обиды, чувства ненависти, презрения, мести, а также прогнозирование перехода в новую группу (к противнику) как более выгодного в материальном, моральном и других отношениях. Предательство может заключаться в сообщении противнику стратегически и тактически важной информации, проведении акций саботажа, вредительства и др.
Членовредительствозаключается в нанесении военнослужащим себе травм, ранений и увечий, позволяющих избежать или прекратить участие в боевых действиях.
Чаще всего главной причиной членовредительства является трусость, болезненное переживание за свою судьбу. При этом избираются такие способы нанесения себе вреда, чтобы они в значительной степени не препятствовали жизни и деятельности в мирных условиях. В этих девиациях часто проявляется логика «меньшего из зол», т.е. спасения жизни за счет увечья. Основные разновидности членовредительства: нанесение себе увечий, самоотравление, самозаражение, самообморожение и др.
Широкий круг способов уклонения объединен под названием «симуляция невозможности участия в боевых действиях». Можно выделить следующие разновидности симуляции:
Ø симуляция соматических заболеваний;
Ø симуляция психических заболеваний;
Ø симуляция выхода из строя боевой техники и оружия;
Ø лжесанитария;
Ø лжеманевр и др.
Симуляция соматических заболеванийзаключается в постоянном воспроизведении выученных симптомов, составляющих целостную картину заболевания, дающего возможность симулянту на время или навсегда прекратить свое участие в боевых действиях или в выполнении наиболее опасных боевых задач. Такие военнослужащие регулярно жалуются на боли различной локализации, на неимоверную слабость, на головокружение и др. Они практически «прописываются» в батальонных и полковых медицинских пунктах, требуют глубокого обследования, направления в госпиталь и т. п. У сослуживцев создается образ такого воина как хронически больного человека. Ему постепенно перестают доверять ответственную работу, и постепенно исключают из числа участников активных боевых действий.
Факты симуляции психических заболеванийотмечались еще в древние времена, а в годы Первой и Второй мировых войн приняли массовый характер. В частности, многими исследователями отмечался тот факт, что симулянты быстро «вычисляли», какие симптомы считались врачом конкретного полка показателями психического расстройства, и научались убедительно демонстрировать их. Таким образом, получалось, что в зависимости от теоретической ориентации врача полка из его части демобилизовывались, но психологическим основаниям лица, демонстрировавшие одинаковые симптомы.
Не менее древним видом симуляции невозможности участи в бою является имитация выхода из строя боевой техники и оружия.Так, еще в глубоком Средневековье отмечались факты «перерезания тетивы на арбалетах», в более позднее время выводились из строя личное оружие, орудийные системы и боевая техника.
Лжесанитария.Суть его состоит в том, что симулянты используют для оставления поля боя факт ранения сослуживца. Как правило, находится несколько человек, желающих эвакуировать пострадавшего товарища в тыл.
Нередко в боевой обстановке можно встретить симулянтов, использующих такой прием отлынивания от коллективных действий в бою, как лжеманевр.Как правило, когда после боя начинается уточнение, где был в процессе выполнения боевой задачи такой симулянт, он рисует картину его тактически грамотного расположения на выгодной позиции, эффективного боевого контакта с противником, по существу спасшего боевых товарищей от смерти. На самом деле в бою он не участвовал, а отсиживался в безопасном месте.
Жестокое обращение по отношению к населению,особенно нелояльному по отношению к действующим войскам, является вопросом крайне сложным для нравственной оценки. Если использовать критерии мирного времени, то, безусловно, неактуальную, не вызванную конкретными действиями мирного населения жестокость следует отнести к девиантному поведению. Однако измененная система ценностей и моральных критериев, формирующаяся у участников войны, как бы выводит агрессию к нелояльному населению из перечня девиаций. Особенно это характерно для случаев, когда население ведет активную партизанскую, диверсионную борьбу, совершает террористические акты против войск. Как правило, днем боевики из числа некомбатантов являются мирными жителями (дехканами, рабочими, учителями), а ночью — диверсантами, террористами, партизанами, подпольщиками.
Мародерствопредставляет собой девиацию, заключающуюся в ограблении трупов.
В основе мародерства могут лежать различные причины. Одной из них является стремление завладеть давно и остро желанной вещью. Другой причиной является общая тенденция личности девианта к наживе. Третья причина связана с интересом владения «вещью с войны». Четвертая причина кроется в стремлении девианта психологически зафиксировать победу, превосходство над поверженным противником. Пятая причина обусловлена такими социально-психологическими явлениями, как традиция и мода накопления личных «трофеев». Общим условием, способствующим развитию этого отклонения, является отсутствие дисциплины в войсках, предельное падение нравов, превращающие войну в грабеж.
Пьянство— чрезмерное употребление спиртных напитков, не достигшее уровня физической зависимости организма от алкоголя. С психологической точки зрения представляет собой явление своеобразной компенсации, попытку психологически выключиться из ситуации смертельной опасности, преодолеть страх, забыть об утратах.
Развитию пьянства на войне в определенной степени способствует официальная позиция военного руководства по этому вопросу, например систематическая выдача личному составу спиртного «для смелости», «для снятия напряженности» и др. В годы русско-японской войны были очень тщательно и добросовестно исследованы влияние алкоголя на боевую эффективность и установлены крайне пагубные последствия употребления спиртного перед боем. В частности, отмечалось, что уже в первые минуты боя у лиц, употребивших алкоголь, возникает состояние, близкое к абстинентному: учащается дыхание, появляется общая слабость, дрожание конечностей, нарушение основных качеств внимания, восприятия, эмоциональных процессов и др. Такой боец видит лишь малую часть поля боя, не может вести прицельный огонь по противнику, не способен точно регулировать свои действия и т. д.
Поэтому против пьянства в боевой обстановке ведут активную борьбу практически во всех армиях мира.
Наркотизм(аддиктивное поведение) — поведение, характеризующееся психической зависимостью от психоактивных веществ. То есть это тот уровень употребления наркосодержащих препаратов и веществ, при котором у человека еще не сформировалась физическая зависимость от них.
Основные причины распространенности этого вида девиаций:
• стремление участников боевых действий снизить уровень тревоги;
• желание получить удовольствие ;
• мотивы гиперактивации .
Среди способствующих факторов выделены: легкость приобретения наркотических веществ ; отрыв от дома ; напряженная боевая обстановка .
Убийство командиров и сослуживцев— представляет собой крайний способ устранения фрустрирующей преграды на пути сохранения или возвышения личностного статуса девианта.
Такие убийства чаще всего происходят тогда, когда командир или сослуживец выступает для девианта в качестве своеобразной внешней инстанции совести, вины, морального судьи, мешающей реализовать какие-либо аморальные или отклоняющиеся от социальной нормы цели.
Самоубийствона войне явление особенное и трудно объяснимое. По существу оно представляет собой форму инфантильного бегства из психотравмирующей ситуации.
Сам факт того, что в ситуации, когда при желании можно практически в любое время расстаться с жизнью геройски, «на миру», оставив по себе добрую память, человек выбирает другой вариант смерти — осуждаемой по вере и по морали, — сложен, противоречив и труден для осмысления. Ведь нередко человек сводит счеты с жизнью именно из-за страха смерти. То есть, боясь быть убитым, человек кончает жизнь самоубийством. Безусловно, имеется множество других причин, по которым человек на войне совершает самоубийство. И их круг весьма широк: от боязни быть уличенным в трусости, предательстве, некомпетентности, совершенном преступлении до страданий, вызванных событиями, происшедшими со значимыми людьми за тысячи километров от линии фронта. Но практически всегда пусковым механизмом суицида является наличие такого внутриличностного ценностно-смыслового кризиса, который человек не может разрешить всеми имеющимися в его распоряжении средствами и который переживается как мощная, эмоционально окрашенная драма.
Таким образом, поведение человека на войне характеризуется не только возвышающими душу героическими поступками и самопожертвованием, но и низменными проявлениями человеческой природы, проявлениями пороков воспитания, деструктивным влиянием социальных и боевых ситуаций. Знание видов и форм проявления девиаций позволяет вести их целенаправленную профилактику и искоренение.