Девиантное поведение на войне. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в бытовой обстановке. Девиантное поведение на войне.

Постановка вопроса об отклонениях на войне (девиантном поведении) вполне оправдана, по­скольку от некоторых девиантных поступков нередко зависит жизнь многих воен­нослужащих и успех боевых операций (например, от предательства). Другие от­клонения оказывают угнетающее (например, самоубийства) или разлагающее (например, мародерство) воздействие на участников боевых действий. Третьи разрушают психическое здоровье воинов, дезорганизуют их взаимодействие (пьянство, наркотизм), вследствие чего значительно возрастает боевая нагрузка на добросовестных участников боевых действий (дезертирство, симуляция и т. п.), и т. д.

Нормальнымв боевой обстановке считается поведение, которое осуществляется в право­вом пространстве, ориентировано на основные нравственные установления военного вре­мени, не вносит дезорганизацию в деятельность коллектива и не ставит под угрозу жизнь и здоровье самого субъекта поведения и сослуживцев.

Общая классификация девиаций военного времени, построенная на основании их направленности, может иметь следующий вид. Из рисунка видно, что имеют место своеобразные группы девиантных поступков, преследующих раз­личные цели. Так, одни из них ориентированы на получение девиантами личной выгоды в виде удовлетворения идеологических потребностей, реализации идео­логических, этнических и религиозных установок, получения материального воз­награждения от противника, изменения в благоприятную сторону условий свое­го существования, сохранения жизни и др. К этой группе девиаций можно отнести трусость, предательство, добровольную сдачу в плен, мародерство.

Другую группу отклонений составляют поступки, направленные на уклонение от участия в боевых действиях в целях сохранения жизни, здоровья, по идеологи­ческим, религиозным и иным соображениям. Это, прежде всего, дезертирство, симуляция неспособности участия в бою, членовредительство, пьянство, наркотизм и самоубийство.

В третью группу включены девиации, связанные с агрессивными проявления­ми личности и направленные на решение тех или иных личностных проблем по­средством насилия над местным населением, убийства неугодных сослуживце и ко­мандиров и др.

Трусостьпредставляет собой поведение, в процессе которого под воздействием страха попираются как нравственные, так и моральные нормы, создается угроза жизни, социаль­ному статусу субъекта активности либо безопасности других людей.

Трусость не тождественна страху. Страх на войне испытывают практически все психически здоровые люди. Однако обстоятельства боевой обстановки, боевая задача, внутригрупповое распределение боевых функций, возможные трагиче­ские последствия и другое не дают участнику боевых действий права подчинить­ся страху.

Трус же игнорирует все остальные побудители, свое прошлое и будущее, судь­бу сослуживцев, исход боя и отдается страху без остатка.

Дезертирствоопределяется как самовольное оставление военной службы или уклонение от призыва в армию.

Причинами дезертирства могут стать самые различные обстоятельства — от трусости, психологической и профессиональной неподготовленности к боевым действиям до гипертрофированного желания «помочь маме заготовить сено».

Своеобразной формой дезертирства является немотивированный отказ воен­нослужащего участвовать в боевых действиях, в выполнении конкретной боевой задачи.

В случае «срабатывания» в групповом поведении военнослужащих психологи­ческих законов толпы возможно массовое оставление ими поля боя. Особенно остро и массово дезертирство проявляется в периоды общего снижения мораль­но-психологического состояния войск, резкого падения воинской дисциплины, снижения популярности войны и роста антивоенных настроений в обществе, дли­тельного неуспеха (поражения, большие потери) в вооруженном противоборстве с противником.

Учитывая огромный вред, наносимый дезертирством даже отдельных военно­служащих морально-психологическому состоянию войск, их боеспособности, во всех армиях мира принимаются самые жестокие меры по его предупреждению и пресечению (вплоть до расстрела).

Предательстворассматривается как измена интересам и ценностям группы членства, пред­полагающая возможность нанесения ей серьезного ущерба в пользу интересов референт­ной группы.

Психологическими «пружинами» предательства чаще всего выступают идео­логические, религиозные разногласия с группой членства, различного рода оби­ды, чувства ненависти, презрения, мести, а также прогнозирование перехода в новую группу (к противнику) как более выгодного в материальном, моральном и других отношениях. Предательство может заключаться в сообщении противнику стратегически и тактически важной информации, проведении акций саботажа, вредительства и др.

Членовредительствозаключается в нанесении военнослужащим себе травм, ранений и увечий, позволяющих избежать или прекратить участие в боевых действиях.

Чаще всего главной причиной членовредительства является трусость, болез­ненное переживание за свою судьбу. При этом избираются такие способы нанесе­ния себе вреда, чтобы они в значительной степени не препятствовали жизни и деятельности в мирных условиях. В этих девиациях часто проявляется логика «меньшего из зол», т.е. спасения жизни за счет увечья. Основные разновидности членовредительства: нанесение себе увечий, самоотравление, самозаражение, са­мообморожение и др.

Широкий круг способов уклонения объединен под названием «симуляция не­возможности участия в боевых действиях». Можно выделить следующие разно­видности симуляции:

Ø симуляция соматических заболеваний;

Ø симуляция психических заболеваний;

Ø симуляция выхода из строя боевой техники и оружия;

Ø лжесанитария;

Ø лжеманевр и др.

Симуляция соматических заболеванийзаключается в постоянном воспроиз­ведении выученных симптомов, составляющих целостную картину заболевания, дающего возможность симулянту на время или навсегда прекратить свое участие в боевых действиях или в выполнении наиболее опасных боевых задач. Такие во­еннослужащие регулярно жалуются на боли различной локализации, на неимовер­ную слабость, на головокружение и др. Они практически «прописываются» в бата­льонных и полковых медицинских пунктах, требуют глубокого обследования, направления в госпиталь и т. п. У сослуживцев создается образ такого воина как хронически больного человека. Ему постепенно перестают доверять ответствен­ную работу, и постепенно исключают из числа участников ак­тивных боевых действий.

Факты симуляции психических заболеванийотмечались еще в древние време­на, а в годы Первой и Второй мировых войн приняли массовый характер. В частно­сти, многими исследователями отмечался тот факт, что симулянты быстро «вы­числяли», какие симптомы считались врачом конкретного полка показателями психического расстройства, и научались убедительно демонстрировать их. Таким образом, получалось, что в зависимости от теоретической ориентации врача пол­ка из его части демобилизовывались, но психологическим основаниям лица, демонстрировавшие одинаковые симптомы.

Не менее древним видом симуляции невозможности участи в бою является ими­тация выхода из строя боевой техники и оружия.Так, еще в глубоком Средневе­ковье отмечались факты «перерезания тетивы на арбалетах», в более позднее время выводились из строя личное оружие, орудийные системы и боевая техника.

Лжесанитария.Суть его состоит в том, что симулян­ты используют для оставления поля боя факт ранения сослуживца. Как правило, на­ходится несколько человек, желающих эвакуировать пострадавшего товарища в тыл.

Нередко в боевой обстановке можно встретить симулянтов, использующих та­кой прием отлынивания от коллективных действий в бою, как лжеманевр.Как правило, когда после боя начинается уточнение, где был в процессе выполнения боевой задачи такой симулянт, он рисует картину его тактически грамотного расположения на выгодной позиции, эффективного боевого контакта с противни­ком, по существу спасшего боевых товарищей от смерти. На самом деле в бою он не участвовал, а отсиживался в безопасном месте.

Жестокое обращение по отношению к населению,особенно нелояльному по отношению к действующим войскам, является вопросом крайне сложным для нравственной оценки. Если использовать критерии мирного времени, то, безус­ловно, неактуальную, не вызванную конкретными действиями мирного населе­ния жестокость следует отнести к девиантному поведению. Однако измененная система ценностей и моральных критериев, формирующаяся у участников вой­ны, как бы выводит агрессию к нелояльному населению из перечня девиаций. Особенно это характерно для случаев, когда население ведет активную партизан­скую, диверсионную борьбу, совершает террористические акты против войск. Как правило, днем боевики из числа некомбатантов являются мирными жителями (дехканами, рабочими, учителями), а ночью — диверсантами, террористами, парти­занами, подпольщиками.

Мародерствопредставляет собой девиацию, заключающуюся в ограблении трупов.

В основе мародерства могут лежать различные причины. Одной из них являет­ся стремление завладеть давно и остро желанной вещью. Другой причиной явля­ется общая тенденция личности девианта к наживе. Третья причина связана с интересом владения «вещью с войны». Четвертая причина кроется в стремлении девианта психологически зафиксировать победу, превосходство над повержен­ным противником. Пятая причина обусловлена такими социально-психологиче­скими явлениями, как традиция и мода накопления личных «трофеев». Общим условием, способствующим развитию этого отклонения, является отсутствие дис­циплины в войсках, предельное падение нравов, превращающие войну в грабеж.

Пьянство— чрезмерное употребление спиртных напитков, не достигшее уровня физиче­ской зависимости организма от алкоголя. С психологической точки зрения представляет собой явление своеобразной компенсации, попытку психологически выключиться из ситу­ации смертельной опасности, преодолеть страх, забыть об утратах.

Развитию пьянства на войне в определенной степени способствует официаль­ная позиция военного руководства по этому вопросу, например систематиче­ская выдача личному составу спиртного «для смелости», «для снятия напря­женности» и др. В годы русско-японской войны были очень тщательно и добросовестно исследованы влияние алкоголя на боевую эффективность и ус­тановлены крайне пагубные последствия употребления спиртного перед боем. В частности, отмечалось, что уже в первые минуты боя у лиц, употребив­ших алкоголь, возникает состояние, близкое к абстинентному: учащается ды­хание, появляется общая слабость, дрожание конечностей, нарушение основ­ных качеств внимания, восприятия, эмоциональных процессов и др. Такой боец видит лишь малую часть поля боя, не может вести прицельный огонь по про­тивнику, не способен точно регулировать свои действия и т. д.

Поэтому против пьянства в боевой обстановке ведут активную борьбу практи­чески во всех армиях мира.

Наркотизм(аддиктивное поведение) — поведение, характеризующееся психической за­висимостью от психоактивных веществ. То есть это тот уровень употребления наркосодер­жащих препаратов и веществ, при котором у человека еще не сформировалась физическая зависимость от них.

Основные причины распространенности этого вида девиаций:

• стремление участников боевых действий снизить уровень тревоги;

• желание получить удовольствие ;

• мотивы гиперактивации .

Среди способствующих факторов выделены: легкость приобретения наркоти­ческих веществ ; отрыв от дома ; напряженная боевая обстановка .

Убийство командиров и сослуживцев— представляет собой крайний способ устране­ния фрустрирующей преграды на пути сохранения или возвышения личностного статуса девианта.

Такие убийства чаще всего происходят тогда, когда командир или сослуживец выступает для девианта в качестве своеобразной внешней инстанции совести, вины, морального судьи, мешающей реализовать какие-либо аморальные или от­клоняющиеся от социальной нормы цели.

Самоубийствона войне явление особенное и трудно объяснимое. По существу оно представляет собой форму инфантильного бегства из психотравмирующей ситуации.

Сам факт того, что в ситуации, когда при желании можно практически в любое время расстаться с жизнью геройски, «на миру», оставив по себе добрую память, человек выбирает другой вариант смерти — осуждаемой по вере и по морали, — сложен, противоречив и труден для осмысления. Ведь нередко человек сводит счеты с жизнью именно из-за страха смерти. То есть, боясь быть убитым, человек кончает жизнь самоубийством. Безусловно, имеется множество других причин, по которым человек на войне совершает самоубийство. И их круг весьма широк: от боязни быть уличенным в трусости, предательстве, некомпетентности, совер­шенном преступлении до страданий, вызванных событиями, происшедшими со значимыми людьми за тысячи километров от линии фронта. Но практически все­гда пусковым механизмом суицида является наличие такого внутриличностного ценностно-смыслового кризиса, который человек не может разрешить всеми име­ющимися в его распоряжении средствами и который переживается как мощная, эмоционально окрашенная драма.

Таким образом, поведение человека на войне характеризуется не только воз­вышающими душу героическими поступками и самопожертвованием, но и низмен­ными проявлениями человеческой природы, проявлениями пороков воспитания, деструктивным влиянием социальных и боевых ситуаций. Знание видов и форм проявления девиаций позволяет вести их целенаправ­ленную профилактику и искоренение.