Механизация процессов обслуживания электролизеров.

К наиболее трудоёмким процессам обслуживания электроли­зёров следует отнести пробивку корки электролита, засыпку глино­зёма, загрузку анодной массы, перестановку штырей и замену ано­дов, выливку металла. С наибольшими затратами труда связано об­служивание электролизёров с самообжигающимися анодами. Рас­смотрим пути механизации некоторых наиболее трудоёмких опера­ций.

Пробивка корки электролита и засыпка глинозёма. Эта опе­рация выполняется в порядке плановой обработки электролизёра. Столь трудоёмкая операция постепенно передаётся системам АПГ, которые пробивают корку электролита и подают дозу глинозёма в электролит в автоматическом режиме. Обработка электролизёра, поэтому, сводится к плановому технологическому обслуживанию, которое включает снятие угольной пены, подтягивание к борту осадков, формирование бортовых настылей, замену анодов или пе­рестановку штырей и др. На электролизёрах с обожженными анода­ми автоматизируется ещё одна операция - питание ванн фтористым алюминием.

Тем не менее, потребность в периодической пробивке корки остаётся. Пробивка корки производится при технологической обра­ботке ванн, при гашении анодных эффектов и др. Основой любой машины для пробивки корки является ударный рабочий орган, принципиальная схема которого приведена на рис. 9.3 и 9.4.

Крутящий момент от привода передаётся через упругую муфту на редуктор (см. рис. 9.3). От редуктора крутящий момент через ременную передачу передаётся на кривошипно-шатунный ме­ханизм и далее в виде возвратно-поступательного движения на удар­ник.

Непосредственно механизм пробивки корки (см. рис. 9,4) представляет собой кривошипно-шатунный механизм 1, заключён­ный в герметичный корпус 2 со съёмной цапфой. На концах колен­чатого вала закреплены маховики, служащие приводными шкивами. К шатуну крепится ползун 3 с пикой 4 на конце. Уплотнение ползу­на вынесено на наружный диаметр направляющего корпуса 6. Удар­но-пробивной механизм может иметь различные виды привода: ди­зельный, электрический, пневматический - и устанавливаться на са­моходное шасси или на операционный кран. Наиболее распростра­ненные из этих машин - машины для пробивки корки МПК.

До последнего времени в корпусах электролиза с верхним подводом тока сохранились напольно-рельсовые машины (МНР) для разрушения корки электролита и загрузки глинозёма. Эти машины представляют собой металлоконструкцию портального типа, на ко­торой смонтированы механизм передвижения, два механизма про- давливания корки и два бункера загрузки глинозёма, расположенные по обе стороны обрабатываемого электролизёра. Продавливание корки производится с помощью массивных дисков, служащих ос­новным рабочим органом машины. К числу основных недостатков машины МНР можно отнести громоздкость конструкции и высокую стоимость. В связи с широким внедрением систем АПГ необходи­мость в такой машине со временем отпадет.

Рис. 9.4. Механизм пробивки корки: 1- кривошипно-шатунный меха­низм; 2-корпус; 3-ползун; 4- пика; 5-уплотнение; б-направляющий корпус

 

Рис. 9.3.Схема привода рабочего органа: /-упругая муфта; 2-редуктор; 3- клиноременная передача; 4- механизм пробивки корки
Другие трудоёмкие операции выполняются довольно большим набором машин и механизмов, типы и конструкции которых непре­рывно совершенствуются и их описание в настоящем учебном посо­бии не представляется целесообразным, т.к. эти сведения быстро устаревают и теряют актуальность.