Влияние негативной информации на психику воина. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия.

Информация и информационные технологии сегодня становятся ору­жием не только в метафорическом смысле, но и в прямом.

Основным объектом информа­ционного воздействия являются сознание и психика человека. В зависимости от преследуемых целей, масштабов действий, характера и содержания решаемых задач, прив­лекаемых сил и средств объектами информационного воздействия мо­гут быть как конкретные лица (госу­дарственные и политические лиде­ры, сотрудники спецслужб, воен­нослужащие, ученые, члены полити­ческих движений), так и определен­ные социальные группы (рабочие, предприниматели, молодежь, до­мохозяйки и т.д.). В условиях, когда нарушено функционирование сис­темы государственного управле­ния, создана обстановка общест­венно-политической и социально-экономической нестабильности в стране или в конкретном регионе, им может стать все население.

Ни для кого не секрет, что информационные войны сегодня уже не мифы, а реальность. И чем дальше, тем больше информационное ору­жие будет выступать в качестве фактора скрытого военно-полити­ческого давления, способного на­рушить сложившийся в мире стратегический паритет.

Информационная безопасность - способность государства защитить все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечить субъекты политического и военного руководства данными, не допус­тить утечку закрытой, общественно ценной информации и сохра­нить постоянную готовность к ин­формационному противоборству внутри страны и на мировой арене, способствовать достижению социальной стабильности и согласия в обществе.

В качестве основных угроз информационной безопасности следует отметить усиливающуюся вероятность при­менения противником нового ин­формационно-психологического оружия. В его разработке опреде­лились два направления:

  • создание средств, предназна­ченных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих;
  • создание средств, направленных на поражение информационных систем.

Первое направление основано на применении инфразвука, микро­волнового излучения, биоэлектрон­ного воздействия, электромагнит­ных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля над психикой военнослужащих и це­ленаправленного влияния на их по­ведение в боевой обстановке.

Если же источником информации служат технические системы, то речь уже идет о технической раз­ведке, или шпионаже (перехват те­лефонных переговоров, радиог­рамм, сигналов других систем ком­муникаций), проникновении в компьютерные сети, банки дан­ных.

Второе направление разработки информаци­онно-психологического оружия свя­зано с внедрением негативной ин­формации, что может не только при­вести к опасным ошибочным реше­ниям, но и заставить действовать во вред, даже подвести к самоубийству, а общество к катастрофе.

На сегодняшний день, к сожале­нию, нет единой концепции инфор­мационной безопасности войск. Однако научные исследования, за­рубежный и отечественный опыт позволяют определить ее основное содержание через структурные компоненты. Они предопределяют и основные направления информа­ционной безопасности.

Центральным ее звеном является надежная информационная защита войск и сил флота. С одной сторо­ны, она предполагает защиту ин­формации, содержащей государ­ственную и военную тайну; инфор­мационных систем и средств связи от огневого поражения или проник­новения в них противника; радиоэ­лектронную защиту. С другой - пре­дохранение здоровья и психики личного состава частей и подразде­лений от разрушительного инфор­мационно-психологического воз­действия противника.

Вместе с тем защита должна со­четаться с эффективным информа­ционным противодействием. Оно включает не только радиоэлектрон­ное подавление и огневое поражение вражеских информационных систем, но и всевозможную дезин­формацию противника, (маскировку, демонстративные действия, организованную «утечку важной информации»).

В ходе военного противоборства информационная безопасность войск в значительной мере будет зависеть от мощности информационно-психологического воздействия на противника, которое должно преследовать цели подрыва морально-психологической устойчивости его личного состава и населения.

Непрерывные сбор и обработка информации о противнике и ТВД (разведка), информационно-аналитическая деятельность органов военного управления, организация связи, информационная поддержка выработки решений, оценка мо­рально-психологического состоя­ния личного состава и воинской дисциплины - все это входит в круг проблем информационного обес­печения управления войсками.

Защита войск от информаци­онного воздействия противника представляет собой систему ме­роприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву ин­формационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.

Прогнозирование негативного информационного воздействия противника заключается в превен­тивной оценке командирами, шта­бами, органами воспитательной ра­боты сил и средств подрывных ак­ций, которыми может располагать реальный или потенциальный противник.

Важным моментом прогнозиро­вания является определение воз­можной тематики и символики не­гативного информационного воздействия противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психоло­гов США, наибольший ущерб мо­ральному духу войск наносят такие факторы, как опасность, диском­форт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отноше­ние к целям и действиям руководи­телей, недовольство командовани­ем и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психо­логического воздействия на наших военнослужащих. Ясно, что специа­листы противника не упустят воз­можности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: возможные поражения и большие потери наших войск; не­достатки в их материально-техни­ческом обеспечении; неблагопри­ятные события в стране; низкий уровень подготовки личного состава; просчеты в информировании во­еннослужащих; факты дезертирства, предательства и др. Необходимо предусмотреть возможную степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, ко­торые в наибольшей степени могут проявить низкие морально - психологические качества.

Предупреждение эффективного «срабатывания» негативного ин­формационного воздействия про­тивника предполагает надежное перекрытие каналов психологичес­кого воздействия на личный состав. Здесь важно держать под постоянным контролем людей, чья деятель­ность связана с приемом и переда­чей информации (связистов, по­сыльных и др.). Они могут стать сна­чала объектами, а затем и переда­точным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разре­шать военнослужащим иметь лич­ные радиоприемники. Опыт Вели­кой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвер­дил необходимость назначения в каждом подразделении ответ­ственных лиц, а в частях - специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Зарубежные . специалисты, как уже отмечалось, считают листовки наиболее эффективным средством психологическо­го воздействия на людей. Поэтому закрытие этого канала влияния на воинов позволит снизить действен­ность негативного информационно­го воздействия противника.

return false">ссылка скрыта

Эффективными способами пре­дупреждения негативных последствий в этом случае являются: наз­начение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным психологи­ческому воздействию противника, с целью оказания психологической поддержки; включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, наце­ленные для решения конкретных задач; проведение с ними индивиду­альной работы и обучение приемам психической саморегуляции и др.

Снижению эффективности психо­логических акций противника спо­собствует непрерывное, объектив­ное, психологически целесообраз­но структурированное боевое и по­литическое информирование воен­нослужащих. Помня о специфике действия психологических меха­низмов восприятия человеком ин­формации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответ­ственности и др.) командирам не­обходимо упреждать противника в информировании своих подчинен­ных о военных, политических и бое­вых событиях, изменениях обста­новки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.), свидетелей событий (беженцев, бывших воен­нопленных, воинов, уже принимав­ших участие в боях с противником, познавших его тактику действий), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.

Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М.Е. Катуков в этом отношении от­мечал: «Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как бы горька она ни была. Ничто так не действует на моральное сос­тояние бойца, как сладенькая по­луправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы ста­рались воспитывать своих бойцов ,так, чтобы они понимали: победа или поражение - это не результат указаний свыше, это - твоя победа, твое поражение».

Видимо, сегодня нельзя пренеб­регать и опытом информационно-психологического противодей­ствия, накопленным в годы Второй мировой войны нашим противни­ком. Известно, что, стремясь обес­печить идейно-психологическую защищенность своих военнослужа­щих от советской пропаганды, фа­шистские лидеры организовали де­ло так, что практически весь личный состав прошел курс «национал-со­циалистской подготовки», состоя­щий из 16 занятий («германский на­род», «германская империя», «гер­манское жизненное пространство» и «национал-социализм»), и посто­янно снабжался фашистской литературой (каждая рота получала жур­нал «Вермахт», по 10 газет и серийную массовую литературу «Торнис теншрифт» («для солдатского ранца»).

Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение сил и средств психо­логических операций противника. Однако это не всегда возможно. По­этому необходимо не допускать по­тери бдительности, расслабленнос­ти, безделья, бесконтрольных кон­тактов с гражданскими лицами. При этом нельзя забывать о том, . что не всякое действие противника ) требует механического опровержения, разоблачения. Часть его пропагандистско-агитационных мате­риалов может быть активно исполь­зована в контр-пропагандистских целях, часть - просто проигнориро­вана. Нужно помнить и о том, что се­годня уже эмоционально и содер­жательно малонасыщенными явля­ются заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости», противника. Каждая такая форму­лировка должна обязательно подк­репляться конкретными аргумента­ми и фактами.

Во время боевых действий на ру­ку противника неосознанно могут играть некоторые средства массо­вой информации своей страны. Так, например, сообщения СМИ США о том, что в район Персидского за­лива спешно перебрасываются пла­вучие госпиталя (американский «Мерси» и французский «ЛаРанс» емкостью по 200 тыс. раненых в сут­ки), около 55 тыс. пластиковых мешков для транспортировки тел погибших, на некоторое время рез­ко ухудшили морально-психологи­ческое состояние участников опе­рации «Буря в пустыне». Еще более ярким примером включения СМИ собственного государства в систе­му негативного информационного воздействия противника являются чеченские события (1994 - 1995 гг.). Поэтому командирам, их замести­телям по воспитательной работе необходимо предусмотреть комп­лекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия с СМИ (порядок предоставления им информации; организация контак­тов с военнослужащими; распрост­ранение среди военнослужащих пе­чатных изданий и др.). Видимо, в этом отношении весьма ценным может оказаться опыт взаимодей­ствия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им уда­лось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем сто­летии) с беспрецедентным разма­хом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому в немалой степени способствовало создание пресс-центров, в которых журналисты могли получить большой объем све­жей, яркой и одновременно тща­тельно «просеянной», «отшлифо­ванной» информации. Гибкой и эф­фективной формой этой работы стали 40 журналистских «пулов», формировавшиеся в составе 4-5 представителей СМИ и офицера по связям с общественностью.

Для того чтобы еще раз подчеркнуть всю пагубность недооценки значения работы с СМИ, приведем у такой пример. По оценкам специалистов, российские военные средства массовой информации в ходе боевых событий в Чечне выглядели «почти беспомощными» - за месяц боевых действий федеральных войск официальная информация, исходившая из Министерства обо­роны, составила 5% всего объема сообщений. Были дни, когда Ми­нистерство обороны попросту мол­чало и не реагировало на явную клевету и дезинформацию, звучавшую из других источников инфор­мации.

Во многом именно поэтому такое громкое звучание имели информа­ционно-психологические акции бо­евиков, связанные с диверсиями в Буденовске и Первомайском, с распространением слухов о широ­комасштабном привлечении Дудае­вым снайперов-спортсменов в ка­честве наемников, о наличии у бое­виков ракет и оружия массового по­ражения, об отслеживании чеченца­ми участников боевых действий (в первую очередь летчиков) и визитах в их семьи, о возможности восстания против России всех кавказских! народов и др. Многие из этих слухов опровергало лишь время.

Следует отметить, что слухи в практике психологических операций считаются одним из наиболее мощных и эффективных средств воздействия на войска противника и населения. Они обладают свой­ством особой психологической за­разительности, так как распростра­няются чаще всего знакомыми людьми, в доверительной форме, имеют особую эмоциональную окраску. Внушающая сила слухов возрастает прямо пропорционально росту дефицита информированнос­ти людей по поводу важнейших со­бытий, явлений, фактов. Распрост­ранение слухов, особенно в среде с преобладающими состояниями тревоги, неуверенности, сомнений, нередко сопровождается демора­лизацией военнослужащих, дезорганизацией их целесообразной де­ятельности.

Учитывая огромный психологи­ческий эффект слухов, командиры, офицеры воспитательных структур должны принимать своевременные и исчерпывающие меры по их пре­сечению, выявлению источников распространения, разъяснению: личному составу целей их действительных авторов.

Ликвидация последствий нега­тивного информационного воз­действия противникапредполагает:

1) анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информаци­онно-психологической защиты войск;

2) проведение психореабили­тационных мероприятий с постра­давшими воинами;

3) восстановление организованности и боеспособнос­ти дезорганизованных воинских подразделений;

4) применение соот­ветствующих санкций к виновни­кам, паникерам, предателям;

5) опре­деление мер по оптимизации всей системы противодействия психоло­гическим операциям противника.

Противодействие и защита войск от негативного информационного воздействия противника является важной составной частью мораль­но-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осущес­твляется командирами, штабами, органами воспитательной работы на всех этапах подготовки и реше­ния боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осущес­твляется с учетом особенностей психологических операций против­ника, реального морально-психоло­гического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ве­дется непрерывно и комплексно, учитывает психологические законо­мерности восприятия человеком . информации и т.д.

Таким образом, негативное ин­формационное воздействие про­тивника в современной войне рас­сматривается в качестве важного и эффективного средства достиже­ния тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятель­но, так и в комплексе со средствами боевого поражения. Противодей­ствие негативному информацион­ному воздействию предполагает осуществление прогнозирования, профилактики, срыва и ликвидации последствий информационно-психологического воздействия против­ника на личный состав частей и под­разделений.

Все сказанное выше позволяет констатировать, что в мире появил­ся новый вид боевых действий - информационно-психологическое противоборство. Новое «несмер­тельное психологическое» оружие используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Оно представляет собой самостоя­тельный, эффективный и сравни­тельно дешевый вид оружия совре­менной и будущей войны. Армия, которая будет иметь превосходство в качественно-количественных ха­рактеристиках этого оружия, в опы­те его боевого применения, окажет­ся более эффективной на поле боя современной войны.

Командиры, штабы, органы вос­питательной работы должны хоро­шо представлять, что для победы над противником недостаточно фи­зически сохранить своих солдат и не всегда самым эффективным яв­ляется уничтожение солдат неприя­теля. Успех современного боя на три четверти зависит от реального соотношения морально-психологи­ческих возможностей противобор­ствующих сторон. Искать и нахо­дить средства повышения морального духа своих войск и снижения морально-психологического состо­яния войск противника, эффектив­но осуществлять информационно-психологическую защиту подчинен­ных и вести непрерывное, жесткое, изматывающее психологическое давление на противника - это не только черты таланта современного военного руководителя, но требо­вание современной боевой практики.