IV. Этап педагогической профилактики и перевоспитания педагогически и социально запущенных, трудновоспитуемых военнослужащих на основе окончательного диагноза и прогноза.

Цель: предупреждение и преодоление у трудных военнослужащих учебной, воспитательной и социальной запущенности и на этой основе активное овладение ими боевой специальностью и формирование устойчивых уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Субъекты: командиры частей (кораблей) и подразделений, их заместители, офицеры штабов и служб, прапорщики, сержанты, активисты, опытные солдаты (матросы), по призыву.

Объекты: педагогически и социально запущенные, трудновоспитуемые военнослужащие.

Методический инструментарий: анализ характеристик, составление самохарактеристик, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертная оценка, убеждение и переубеждение, упражнение и переучивание, личный пример, разрыв нежелательных контактов, критика и самокритика, самоисправление, соревнование, поощрение, принуждение и др.

Временные рамки: декабрь-октябрь, июнь-апрель.

Содержание превентивной деятельности включает:

- осуществление наблюдения и контроля за поведением военнослужащих, имеющих неряшливый внешний вид, проявляющих пассивность в общении, замкнутость и уединение, выполняющих наиболее тяжёлые и трудоёмкие служебные задачи и хозяйственные работы, пытающихся скрыть неуставные взаимоотношения и нанесение им увечий, травм и т.д.;

- выявление и использование критериев и показателей трудных воинов: направленность поведения и уровень дисциплинированности (положительная, неустойчивая и отрицательная); результаты в боевой и общественно-государственной подготовке (отличные и хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные); отношение к основным видам воинской деятельности (положительное, безразличное и отрицательное); соотношение положительных и отрицательных качеств (высокое, среднее и низкое); отношение к превентивным влияниям и самоисправлению (положительное, безразличное и отрицательное); состояние психического и физического здоровья (хорошее, удовлетворительное и слабое); степень искоренения отклонений в поведении (искоренены полностью, частично и не устранены);

- окончательное распределение трудных воинов по следующим признакам: педагогически запущенные воины (равнодушное отношение к учёбе и службе, периодические нарушения воинской дисциплины и норм поведения, отрицательное отношение к отдельным или всем учебным предметам, периодическая или систематическая неуспеваемость: пониженная обучаемость и небогатый фонд знаний, негативизм к воспитательным влияниям, слабые навыки самостоятельной работы, неумение преодолевать трудности в учебной работе, неуверенность в своих силах, отсутствие навыков самокритики, леность, расхлябанность, неорганизованность, безволие и др.); трудновоспитуемые воины (активное и систематическое сопротивление воспитательным воздействиям, внутренняя и внешняя конкретность, наличие ярко выраженной эгоистической направленности, активность в стремлении сохранить свои негативные привычки и образ жизни, систематические нарушения воинской дисциплины, наличие оправдательных мотивов негативного поведения, ярко выраженные агрессивные формы поведения, стремление к привилегиям в коллективе, негативизм к учебным занятиям, нежелание заниматься самоисправлением, грубость, невыдержанность, агрессивность, озлобленность, индивидуализм и т.д.); социально запущенные воины (отрицательная направленность личности в поведении и службе, примитивные или извращённые представления о доме и чести, несоответствие поведения моральным нормам и уставным требованиям, невыполнение своих служебных обязанностей, наличие вредных привычек, озлобленность, цинизм, примитивизм, агрессивность и др.);

- выявление и обоснование основных отклонений в поведении трудных воинов: открытые или скрытые избиения сослуживцев за невыполнение указаний представителей старшего призыва, дача различных кличек, неуставное размещение в казарме, столовой, клубе и т.д., оказание личных услуг старослужащим воинам, лишение знаков воинской доблести, устраивание «концертов» с исполнением песен и декламированием стихов, армейский (флотский) рэкет (отнятие денег, вещей, посылок, сигарет и т.д.), неотдание воинской чести офицерам и прапорщикам, запрет на занятие спортом и просмотр телепередач, употребление наркотических или токсических веществ, алкогольных напитков, воровство, хулиганство, самовольные отлучки и оставления части, угоны военного автотранспорта и др.;

- выполнение рекомендационных мер по предупреждению и преодолению педагогической и социальной запущенности трудновоспитуемых воинов в деятельности офицеров, прапорщиков и сержантов, в коллективе подразделения, в индивидуальной воспитательной работе, в самоисправлении (разрабатывается комплекс мероприятий по искоренению каждого конкретного типа педагогической трудности воинов);

- осуществление контроля и оценки результатов превентивной деятельности: педагогическая и социальная запущенность, трудновоспитуемость наблюдаемых военнослужащих преодолены полностью, частично, не преодолены (указываются причины и намечаются дополнительные меры) и др.

Прогнозируемый результат: устранение полностью или частично учебной, воспитательной и социальной запущенности трудных воинов, её основных признаков, подготовка перевоспитанных военнослужащих к увольнению в запас.

V. Этап превентивной работы с воинами в конце службы и при увольнении в запас.

Цель: использование педагогических возможностей перевоспитанных военнослужащих в превентивной работе с молодыми сослуживцами и продуманная организация проводов воинов, увольняющихся в запас.

Субъекты: командиры частей (кораблей) и подразделений, их заместители.

Объекты: демобилизующиеся военнослужащие из числа бывших трудных.

Методический инструментарий: анализ характеристик и самохарактеристик, сравнительный анализ, анализ результатов деятельности, личный пример, поощрение и др.

Временные рамки: октябрь-декабрь-январь, апрель-май-июнь.

Содержание превентивной деятельности включает:

- назначение перевоспитуемых военнослужащих шефами над трудными молодыми сослуживцами;

- обобщение и внедрение опыта профилактики трудных воинов в теорию и практику превентивной деятельности в подразделениях и частях (на кораблях);

- проверка обеспеченности каждого военнослужащего, увольняющегося в запас, добротным обмундированием и обувью, заслуженными знаками солдатского отличия;

- составление и зачитка на каждого увольняемого в запас военнослужащего служебной характеристики и благодарственного письма с последующей отправкой по месту жительства в военкоматы и родителям;

- занесение в Книгу почёта части лучших солдат (матросов) и сержантов (старшин);

- поддержка по возможности тесных связей с уволенными в запас трудными военнослужащими, проявление искренней заинтересованности в их дальнейшей судьбе и др.

Прогнозируемый результат: полное избавление от признаков учебной, воспитательной и социальной запущенности увольняющихся в запас военнослужащих, подготовка их к полноценной общественно значимой жизни и деятельности после службы в армии.

 

«Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением ».