Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

Ø оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;

Ø определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;

Ø выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;

Ø оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

Ø определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;

Ø выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;

Ø выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.

Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих.

1. Профессиональный психологический отборпредставляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­нениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призыв­ных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет вклю­чения в их состав различных должностных лиц. В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

Ø начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитатель­ной работе;

Ø заместитель начальника группы — психолог воинской части;

Ø помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры орга­нов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воин­ской части;

Ø технические работники (сержанты, солдаты).

 

Психологическое обследование
Социально-психологическое изучение
Оценка общих способностей
Оценка специальных способностей
Общее интеллек- туальное развитие
Адаптационный потенциал личности
Оценка военно-профессиональной направленности, социальных и нравственных качеств
Профессиональный психологический отбор  

 


Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных спо­собностей человека. Требования к общим и специальным способностям определя­ются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профи­лем вуза.

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспита­ния и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессио­нальной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллекти­ве, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

 

  Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА  
1. Профессио- Определение уров- Группа ППО при- Военный При поступлении
нальный ня профессиональ- зывной комиссии комиссариат на военную службу
психологиче- ной пригодности     и в вуз
ский отбор человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности      
2. Первичное Получение первич- Должностные лица, Пункт приема мо- По прибытии воен-
изучение ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем психологической устойчивости психолог лодого пополнения нослужащего в в/часть в течение первого месяца
3. Углубленное Целостное изучение Психолог, меди- Кабинет для психо- При самостоятель-
изучение личности в/с и выяв- цинский работник логического кон- ном обращении в/с
  ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний   сультирования к психологу. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч
4. Последующее Определение уровня Командиры, В подразделении, В процессе повсед-
изучение психологической офицеры органов на занятиях, невной жизнедея-
  готовности в/с воспитательной в карауле тельности в тече-
  к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. работы,психолог   ние всего периода службы

Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллекти­вов организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицера­ми подразделений и включает в себя оценку:

Ø уровня развития воинского коллектива;

Ø психологической совместимости и сплоченности военнослужащих;

Ø морально-психологического климата (межличностных отношений, группо­вого мнения и

настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребы­вания в данном коллективе);

Ø стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских кол­лективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригрупповая напря­женность, частые межличностные конфликты и т. п.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

Граждане, отнесённые к этой категории, по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям данной воинской должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учётной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию.

б) рекомендуется (2-я категория);

Граждане, отнесённые к этой категории, по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям данной воинской должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учётной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки.

в) рекомендуется условно (3-я категория);

Граждане, отнесённые к этой категории, по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям данной воинской должности, с трудом овладевают военно-учётной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов 1й и 2й категории.

г) не рекомендуется (4-я категория).

Граждане, отнесённые к этой категории, по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям данной воинской должности.

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессио­нальной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

Ø приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учеб­ном заведении;

Ø призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направ­ляемых в воинские части:

1) личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территори­альных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлече­нии к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);

2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и реше­ние о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

2. Психологическое изучение пополнения в воинской части.После проведе­ния профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредствен­но в воинской части.

Первичное изучениеличного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о во­еннослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с при­знаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным фор­мам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО опреде­ляется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

Ø заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределе­нии прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

Ø список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомен­дации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной ра­боте относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к сры­вам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН дол­жна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внима­ние при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим по­полнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные призна­ки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания го­ловного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недер­жание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родите­лей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные груп­пы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражи­тельность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициа­тивность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алко­голю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристально­го внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части (Перечень признаков смотри в приложении к занятию).

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стесни­тельных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступа­ющих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распоря­док, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужа­щий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях пове­дения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное осви­детельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций под­лежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.

При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специ­альностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы тре­буют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальнос­тям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразде­ления обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке ипо подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир воинской части подводит итоги его изучения и издает приказы:

1)о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразде­лениям;

2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

Углубленное изучениепроводится с учетом данных, полученных на предыду­щем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обна­ружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаи­модействуя с врачом части и офицерами подразделений.

Последующее изучениеличного состава осуществляется офицерами подраз­делений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач.