Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.

Ключевым звеном психологического механизма дисциплины подразделения является деятельность командира. Его компетентность и желание, энергия и последовательность в решении вопросов дисциплины обусловливают развитие и эффективность её индивидуальных и групповых основ. При этом искусство дисциплинарного управления – это умение реализовывать все дисциплинарные функции, как организаторские, так и педагогические.

Дисциплинарные функции начальника относятся к его внутренним управленческим задачам и заключаются в следующем:

1) поддержание активности индивидуальных и коллективных механизмов нормативной регуляции поведения личного состава, их контроль и коррекция в соответствии с уставами; формирование и совершенствование этих механизмов, обучение подчинённых теоретическим и практическим основам дисциплины, воспитание уважения к воинскому порядку (учебно-воспитательные и психокоррекционные дисциплинарные функции);

2) совершенствование организации повседневной службы и быта личного состава путём разработки и внедрения более рационального порядка решения повторяющихся задач (распорядок дня, ритуал подготовки, проведения и завершения учебных занятий, караульной и внутренней служб, правила действий при объявлении тревоги, организация увольнения в городской отпуск и т. д.);

3) упорядочение среды обитания, совершенствование материально-технических условий службы и быта, способствующих дисциплинированному поведению военнослужащих, последовательное исключение всего, что мешает соблюдать правовые, нравственные и военно-уставные нормы;

4) дисциплинирование вновь организуемой деятельности по выполнению новых задач путём конкретных одноразовых указаний или предписания стабильного порядка действий, обусловленного содержанием полученной задачи, складывающейся обстановкой и общими требованиями уставов;

5) аналитико-оценочная деятельность: изучение состояния дисциплины, психологических факторов достижений и причин негативных явлений; разработка мер по совершенствованию всей дисциплинарной системы подразделения.

Очевидно, что все перечисленные дисциплинарные функции носят управленческий характер. Объектом управления в этом случае выступают механизмы индивидуальной и групповой дисциплинированности, деятельность должностных лиц (сержантов и офицеров), а также условия службы, боевой учёбы, отдыха и досуга. Цель управления – полноценное функционирование дисциплинарной системы подразделения. Дисциплинарное управление теряет своё основное качество, если руководитель замыкается на отдельных проступках, упуская из виду процесс дисциплинирования в целом.

В дисциплинарной деятельности командира важное место занимает его служебное общение с военнослужащими, допустившими те или иные проступки и не обладающими зрелой структурой дисциплинированности. При этом необходимо помнить, что недисциплинированность имеет множество психологических причин и форм. Одни военнослужащие не следуют уставам по своей несклонности к любым правилам, другие испытывают морально-психологическую нагрузку, превышающую их потенциал дисциплинарной выносливости, дисциплинированность третьих подавляется определёнными межличностными влияниями, четвёртые хотят привлечь к себе внимание окружающих, в том числе командира, пятые не могут справиться с определёнными слабостями и привязанностями, например, с высокой эмоциональной возбудимостью, наконец, шестые не знают, как себя вести в том или ином конкретном случае из-за растерянности, неловкости, страха. Помимо этого, недисциплинированность подчинённого может стать следствием ошибок начальника. Таким образом, существуют познавательные, мотивационные, эмоциональные, характерологические, личностные и социально-психологические причины нарушения дисциплины.

Развитие дисциплинированности возможно только тогда, когда командир обращает внимание на самые незначительные улучшения в поведении подчинённого и обеспечивает их положительное подкрепление. Особенно нуждаются в подобном подкреплении те сдвиги, которые превышают групповой стандарт дисциплины, например дисциплина, проявленная в сложных условиях, потребовавших мужества, воли, внутренней ответственности, самоотверженности.

Учебно-воспитательная деятельность по развитию дисциплинированности должна включать в себя следующее:

1) учебные занятия по общевоинским уставам, военному законодательству, воинской этике, а также по истории дисциплины и её философским, психологическим и военно-тактическим аспектам;

2) дисциплинарную пропаганду: лекции и беседы, диспуты по правовой и нравственной тематике, наглядную агитацию аналогичного содержания и другие внеучебные мероприятия;

3) индивидуальные беседы, групповые дискуссии по широкому кругу дисциплинарных проблем, в том числе для выработки правил поведения коллектива, анализа конкретных дисциплинарных ситуаций с принятием решений, которые проводятся в жизнь приказом командира.

Значительная часть дисциплинарных обязанностей начальника сводится к поддержанию и совершенствованию уставного воинского порядка. Психологический смысл этой работы заключается в создании условий, которые облегчали бы уставное поведение личного состава. Одним из таких условий является стабильность, прогнозируемость повседневных событий. Это именно те условия, в которых свои положительные результаты приносят традиции, обычаи, навыки и привычки военнослужащих. Если боевая подготовка на достаточно высоком уровне зрелости воина требует новизны, нестандартности задач и новых решений, то этап формирования дисциплинированности нуждается в известной регулярности, цикличности событий. Соблюдение распорядка дня, реализация учебных планов и планов других мероприятий – это прежде всего дисциплина власти и материальная основа для всей системы дисциплинирования. Следует иметь в виду и то, что стабильность, ритм службы обеспечивается и психологически, т. е. навыками, привычками и традициями воинского коллектива.

Воинская деятельность отличается тем, что связана с выполнением новых задач; боевые ситуации не повторяются в прежнем виде. Вносить дух дисциплины в новую деятельность всегда сложнее, чем укреплять уже налаженный порядок. Поэтому дисциплинирование вновь организуемой деятельности рассматривается в качестве специальной функции командира. Принимая решение, командир предусматривает меры для того, чтобы предстоящая деятельность подчинённых соответствовала законам, воинским уставам, нормам морали, чтобы процесс выполнения конкретной задачи был внутренне упорядочен и согласован с ранее решёнными и будущими (прогнозируемыми) задачами.

Обеспечение дисциплины в новых условиях достигается следующими мерами:

1) Прогнозирование состояния дисциплины в ходе предстоящих действий, оценка уровня управляемости и самостоятельности подчинённых, определение участков и периодов, где и когда вероятность отклонений от предписанного порядка наиболее значительна (возможны аварии, катастрофы, несчастные случаи, преступления), и отбор правил и норм, которые особенно необходимы для регулирования намечаемой деятельности.

return false">ссылка скрыта

2) Включение в управленческое распоряжение специальных мер по поддерживанию порядка: формирование временной дисциплинарной структуры во вновь создаваемой группе исполнителей, заострение внимания личного состава на непривычных правилах, выделение в динамике деятельности фиксированных промежуточных этапов, указание на опасные места и периоды.

3) Разработка или конкретизация оценочных критериев дисциплины, в которых учитываются специфические условия проектируемой деятельности и нормы, которыми она регулируется.

4) Материально-техническое и организационное обеспечение выполнения поставленной задачи, предупреждающее вынужденные проступки.

5) Организация психологически обоснованного контроля, не стесняющего инициативы подчинённых и не снимающего с них ответственности за возможные отклонения от установленного порядка действий.

6) Дополнение процесса постановки задачи дисциплинарным инструктажём с особым вниманием к способам поддержания воинского порядка при выполнении данной задачи.

Дисциплинарные функции при всей своей обязательности реализуются в форме, определяющейся индивидуальностью конкретного офицера. Помимо этого, они дифференцируются в зависимости от условий службы, уровня дисциплины подчинённых, характера задач и других факторов. Всё это воплощается в стиле дисциплинирования – индивидуально своеобразном, относительно стабильном способе решения проблем.

Специальное исследование показало, что основой дисциплинарного стиля начальника является выделение ведущего фактора, который предопределяет тактику работы. Выделены четыре дисциплинарных стиля: организаторско-технократический, демократическо-педагогический, оперативно-силовой и системный.

Организаторско-технократический стиль характеризуется тем, что главным фактором дисциплины считается чёткая организация деятельности подразделения, её всесторонняя обеспеченность. По мнению офицеров, которым свойственен этот стиль, основным источником проступков служит некачественная организация деятельности.

Демократическо-педагогический стиль подразумевает акцент на индивидуальной и групповой дисциплине подчинённых. В лучших своих формах этот стиль сводится к опоре на личность и коллектив, к способности людей делать правильный нравственный выбор. В худших же случаях он вырождается в малоэффективное морализаторство, бесконечные разносы, упрёки и недовольство подчинёнными.

Оперативно-силовой стиль означает опору начальника на себя, на свои собственные силы, на предоставленную ему власть, на требовательность, контроль, строгость. Для повседневной деятельности характерны тенденции лично вникать во все мелочи службы и сосредоточивать все решения в своих руках. Если данный стиль даёт определённые результаты, то они действительно базируются на личности начальника. Достаточно ему отлучиться на более или менее продолжительное время, например уйти в отпуск, как дисциплинарный механизм расстраивается.

Системный стиль означает, что руководитель стремится и часто умеет учитывать все дисциплинарные факторы: организационные, материальные, личностные, коллективные, свои власть и авторитет.

Кроме проанализированных дисциплинарных стилей, которые являются более или менее эффективными в соответствующих условиях, есть и такие, которые можно назвать ущербными. Один из них заслуживает названия «истерического». Он реализуется в шумных показных мероприятиях, рассчитанных на внешний эффект. Чтобы оказать «сильное воздействие» на подчинённых, могут предприниматься меры устрашения, не считающиеся ни с законами, ни с нравственностью. Для этого стиля характерны такие приёмы, как штурмовщина в целях восстановления порядка, чрезмерная забота о внешней стороне дисциплины и нежелание вести серьёзную работу, рассчитанную на надёжный, но отдалённый результат.

Дисциплинарные функции обладают особым социально-психологическим механизмом, основными звеньями которого служат профессионально-дисциплинарная компетентность офицера и его авторитет среди личного состава. Дисциплинарная компетентность начальника – это органическая часть его профессионализма. Она складывается из знаний теории и практики воинской дисциплины, умений и навыков решения практических проблем, а также чёткой мотивационной ориентации на данную часть служебной деятельности.

Теоретическая подготовленность офицера к управлению дисциплиной достигается путём системного освоения философских, оперативно-тактических, этических, педагогических, правовых, экономических, исторических и психологических аспектов воинской дисциплины. Офицеру полезно знать:

Ø источники дисциплины как социального явления, важной составляющей культуры человеческого общества, государственного устройства, сплочённости и нравственности народа;

Ø социальные средства достижения дисциплины: государство и гражданское общество; права и обязанности граждан, в том числе военнослужащих;

Ø психологические особенности воинской дисциплины, её место в системе военной службы и боевой деятельности; теоретические основы воинских уставов; историю, топологию и структуру дисциплинарных систем Вооружённых сил и воинских частей (подразделений); параметры и показатели состояния дисциплины в различных условиях службы;

Ø психологические основы (факторы и механизмы) дисциплины, закономерности их функционирования и методы формирования;

Ø причины негативных дисциплинарных явлений, пути их предупреждения и преодоления.

Авторитет командира является социально-психологическим условием эффективности его дисциплинарной деятельности. Особенности авторитета в области дисциплины состоят в следующем: а) воины убеждены в искренней приверженности командира воинскому порядку и в органическом неприятии им показанного «порядка»; б) они верят в его способность справиться с любыми препятствиями в дисциплине; в) подчинённые удостоверились в том, что порядок, который устанавливает их командир, является эффективным как в отношении решаемых задач, так и в жизненно-бытовом плане.

Авторитет командира не только подкрепляет его дисциплинарные действия, но и способствует тому, что личный состав оказывает психологически вовлечённым в эти действия. Благодаря авторитету, командир и его подчинённые сообща решают дисциплинарные задачи, в отличие от тех социально-психологических ситуаций, в которых начальник действует при пассивном состоянии подчинённых или даже против них.