ГЛАВА 4 . Развитие управленческой мысли в России в ХХ – начале ХХI века
Наряду с развитием зарубежной теории менеджмента в XX в. развивается и российская управленческая мысль, для которой всегда была характерна духовная ориентация. Отечественная школа управления, имеющая древние традиции, по нашему глубокому убеждению, внесла много ценного в сокровищницу мирового менеджмента.
Как любая социальная наука, наука управления жестко зависима от общественного уклада жизни. В рассматриваемом нами периоде (XX — начало XXI в.) в России можно выделить два этапа, в течение которых изменялась содержательная сторона этой науки. Первый период — период социализма (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.). Второй период — период транзитивный: от экономики социализма к рыночной экономике (датируется началом 90-х гг. XX в. по настоящее время). В указанные периоды отечественные ученые, на наш взгляд, выдвигали и обосновывали идеи не менее плодотворные, чем западные.
После революции 1917 г. перед правительством молодой Советской республики встала задача организации и управления народным хозяйством. Для экономического подъема страны и повышения уровня благосостояния народа задача повышения производительности труда была определена В. Лениным как самая важная, самая главная. В этой связи В. Ленин предложил начать в России изучение и преподавание системы Ф, Тейлора с целью планомерного ее использования на производстве (надо сказать, что отношение Ленина к системе научной организации труда Ф. Тейлора и Г. Форда до революции 1917 г. было отрицательным, он называл ее «научной» системой выжимания пота).
Заметим, что теоретические основы НОТовского движения появились в России раньше, чем в Америке и в Европе. Первые шаги в научной организации труда были сделаны еще в 60—70-е гг. XIX в Московском высшем техническом училище,, которое за методику обучения рациональным трудовым движениям в 1873 г. получило «медаль за преуспеяния» на Всемирной выставке в Вене. Эта методика и была использована американскими промышленниками1 .
Уже в 1904 г. на Урале делались попытки применения принципов НОТ. В это же время создается и первая научная школа, которую возглавляет профессор Н.И. Савин. Его труд «Резание металла» в Европе оценивался так же высоко, как и труды Ф.У. Тейлора. Последователи данной школы, используя принципы Ф.У. Тейлора и Н.И. Савина, начали практическую деятельность но внедрению НОТ на целом ряде заводов, прежде всего, на машиностроительном заводе «Айваз» в Петербурге, построенном по последнему слову европейской техники и организации производства. До первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа на которых была организована по системе Тейлора, тогда как во Франции — лишь одно.
Успехи в практическом воплощении идей НОТ отражались и анализировались в научной печати. Выходили журналы «Русское братство», «Мир божий», «Журнал для всех», в которых активно публиковались статьи по данной проблематике.
Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на нескольких заводах России и в годы первой мировой войны, но они носили стихийный несистематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
После Октябрьской революции дискуссия о научной организации труда приобрела государственный размах и политическую окраску. Мощный толчок процессу становления отечественного научного управления в начале 20-х гг. XX в. дали Всероссийские конференции по научной организации труда и производства, во время которых в рамках НОТ начинаются исследования по всей организационно-управленческой проблематике1.
Большую роль в развитии управленческой мысли в первые годы Советской власти сыграли Владимир Ильич Ленин, Алексей Капитонович Гастев, Александр Александрович Богданов, Николай Андреевич Витке, Федор Романович Дунаевский, Елена Федоровна Розмирович, Иосиф Менделеевич Бурдянский, Леонид Афанасьевич Жданов, Петр Максимович Керженцев, Осип Аркадьевич Ерманский, Павел Матвеевич Есманский и др. Вокруг этих видных ученых формируются первые советские школы управления.
В этот период наука управления мыслилась российскими учеными межотраслевой, применимой в одинаковой степени ко всем сферам жизни. Развитие научного управления в России с самых первых его шагов осуществлялось в органическом единстве прикладных и общетеоретических исследований.
В центре внимания ученых того времени находились вопросы организации и культуры труда. ЦИТовская концепция (ЦИТ — Центральный институт труда) управления и концепция западного менеджмента во многом схожи: ученые вели борьбу за максимальное повышение производительности, увеличение отдачи каждого механизма и каждого работника; обеспечивали максимальное ускорение производственных процессов; настаивали на усилении организаторской роли низшего и среднего административно-технического персонала, на введении инструктажа работников. Специфику научного управления и западные, и отечественные исследователи видели в исследовательском, а не в эмпирическом моменте.
Вместе с тем необходимо отметить, что ЦИТ оставил яркий и самобытный след в мировой научной практике в области организации труда и управления не тем, что доказал справедливость принципов Ф. Тейлора и его последователей, а тем, что сформулировал идею социализации трудового процесса. Сотрудники ЦИТ, по существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе обосновали решающую роль человека в производственных процессах. Если целью западной НОТ 20—30-х гг. XX в. было установление некоего стандарта операций, приемов поведения, применяемых, но не обязательно понимаемых человеком, то суть знаменитой идеи ЦИТ, получившей название «трудовой установки», заключена в создании такой методики, которая способствовала бы «бережному» введению рабочих в производство и предусматривала возможности проявления личной инициативы по изменению нормы или стандарта. А. Гастев и его коллеги сделали огромный шаг вперед по сравнению с представителями школы Ф. Тейлора, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект изучения, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда.
Остро критиковал неудовлетворительную организацию труда управленческого персонала П. Керженцев. Важнейшими направлениями улучшения деятельности руководителя он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работниками, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени. Своевременно были разработаны основы личной текто-логии — науки об организации индивидом своей жизнедеятельности, исходным пунктом которой считалось сознание и самосознание. С самосознанием связано самопознание и самовоспитание. Считалось, что у каждого человека есть своя маленькая, стихийно построенная тектология, которую не следует считать индивидуальной, так как человек получает ее из социальной среды через общение с другими людьми (А. Богданов).
return false">ссылка скрытаВ рассматриваемый период была научно обоснована идея о необходимости создания организационной науки (текто-логии). Сформулированы законы, принципы, понятия и методы тектологии. Высказана идея о необходимости системного подхода к изучению организации, дана характеристика системы, обоснован сверхсуммативный эффект и некоторые принципы системного подхода. По сути, были предвосхищены многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук. (А. Богданов)1.
Уже в начале 20-х гг. XX в. советские ученые были твердо убеждены в том, что управление должно стать самостоятельной наукой со своим собственным предметом исследования. Были сформулированы многие категории управления (законы, принципы, функции и методы).
Особый теоретический и практический интерес для исследователей представляли принципы производства и управления. Так, В. Ленин формулирует шесть принципов управления: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, мотивация труда2. О. Ерманский обосновывает «принцип оптимума», суть которого в том, что организаторы производства должны предоставлять все условия, чтобы в процессе управленческого труда тратилось возможно меньшее количество энергии (человеческой или технической) для производства единицы продукции. П. Керженцев представляет принципы рационального использования работников, дисциплины и ответственности, учета и контроля. Основным принципом управления является у него «принцип экономии», т.е. получение максимального эффекта при минимальных затратах человеческой энергии и материальных средств. Ф. Дунаевский формулирует принцип «административной емкости», под которым понимает способность непосредственно руководить определенным количеством лиц.
Работая над созданием «организационной механики», Л. Жданов выделяет следующие принципы управленческой деятельности:
■ принцип деления на отделы, из которых состоят любые организации. «Перед каждым элементом работы, перед каждым отделом и перед всем предприятием в целом должны стоять их цели, ясно и точно сформированные»1. Система целей субординирована. Центральной является задача предприятия по объединению всех элементов производственного процесса, всех подразделений в одну трудовую организацию;
■ единая воля организации, которую всегда олицетворяет ее начальник. Л. Жданов доказывает, что коллегиальное управление, в чистом виде состоящее, например, из трех членов правления, всегда действует «как лебедь, рак да щука»;
■ коллективный разум и опыт. Единоличный центр является, прежде всего, разумной волей организации, ведущей к намеченной цели всю ее деятельность
Но как бы хорош ни был этот единоличный центр, один его мозговой аппарат не может все учесть, осмыслить и предвидеть, все знать и все испытать. Любой опытный руководитель, прежде чем решиться на то или иное особенно крупное мероприятие, всегда предварительно посоветуется с коллективом. В противном случае единая воля может свестись к «самодурству», к абсолютизации единоличной власти. Поэтому очень важно, чтобы главный решающий центр мог пользоваться коллективным умом и опытом.
Советскими исследователями в рассматриваемый период были определены функции управления, которые рассматривались как формы проявления управленческой деятельности, а само управление как деятельность по выполнению общих функций. Ученые представили разные списки управленческих функций, но функция руководства в каждом из них присутствовала и считалась главной, координирующей, увязывающей воедино все остальные функции. Так И. Бурдянский выделял следующие функций: подготовка работ и их планирование в пространстве и во времени; учет во всех его видах; контроль выполнения работ; организация научно-исследовательской работы; руководство. Ученые Таганрогского института выстроили целостную теорию трудового процесса. Они утверждали, что разработка «нормальных» функций и соответствующих этим функциям отделов не может быть осуществлена эмпирически, интуитивно, она должна опираться на тщательный анализ трудовой деятельности и руководствоваться принципом эффективности. П. Есманский и его коллеги выделяют два разряда функций. В разряд основных относятся: руководство (непосредственное управление); производственная функция; связь; учетно-распределитель-ная функция (снабжение); функция регулирования рабочей силы (живой энергии); функция согласования; функция обследования. В разряд дополнительных функций попадают — общее и прикладное образование; финансово-счетная функция.
Как было отмечено выше, ядром всей системы управления признавалась функция руководства, суть которой сводится к тому, чтобы на основе разработанного плана действий распределить работу между сотрудниками наиболее целесообразным образом и следить в процессе выполнения этой работы за её правильностью и достаточной производительностью. Такая позиция позволила развить в отечественной теории управления идею комплексного подхода к управленческой деятельности, ибо без функции руководства каждая из означенных функций выступает сама по себе как нечто внутренне замкнутое, автономное, существующее вне общего контекста. Функция руководства же позволяет понять управление как единый и целостный процесс, где каждая функция как бы «работает» на другие функции.
Н. Витке выделил пять созвучных файолевским функций управления: предвидение, организацию, распоряжение, координирование, контроль. Однако, как утверждал ученый, в реальной жизни функции не видны, за ними стоят исполняющие их люди. В итоге изображенные на бумаге, в структурной схеме функции являют собой фикцию, фетиш, наделяемый чертами реального человека. Суть управленческой деятельности заключается в организации и направлении человеческой энергии к определенной цели. «Управление, ™ говорил Н. Витке, — единый и целостный процесс, где каждая часть работает на другую в тесной связи с другой»1. Отдельные проблемы управленческого дела не самостоятельные единицы, складывающиеся в простую арифметическую сумму. Они объединены не механически, но органически, как части и стороны единого управленческого процесса. Вряд ли можно переоценить значение приведенного толкования, являющегося опорным положением процессного подхода к управлению.
Учеными велся активный научный поиск оптимальных управленческих и производственных структур, которые гарантировали бы нормальную работу персонала, исключали бы как перегрузку и связанные с ней стрессовые состояния работников, так и недостаточную нагрузку, малоэффективное использование потенциала работников всех уровней управления и, в конечном счете, обеспечивали бы неуклонный рост производительности труда (О. Ерманский).
Весьма оригинальны для того времени научные идеи авторов «производственной трактовки управленческих процессов», которые высказывались о взаимосвязанности, системности управленческого механизма, указывали на необходимость учета этой характеристики при совершенствовании организационных структур управления. Нужно особо отметить, что уже тогда было заявлено о первичности функций и вторичности структур (Е,Ф. Розмирович, Э. Дрезен, Л. Вызов)1.
Особое внимание уделялось вопросам кадровой политики предприятий и организаций.
В центре научных исследований — подбор и расстановка кадров. Так, предлагая пути борьбы с административно-бюрократической системой, Ф. Дунаевский на первое место ставил профессиональный подбор кадров и их подготовку2.
Необходимо отметить, что проблемами профессионализации российский ученый Л. Крживицкий занимался еще в начале XX в. независимо от Ф.У. Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и построил карту «размещения в обществе способностей».
В первые годы советской власти активно разрабатывался психотехнический аспект менеджмента (КИНОТ). Базируясь на достижениях западных научных технологий по данной проблематике, ученые решали три взаимосвязанные проблемы: выяснение требований, предъявляемых к людям с точки зрения различных профессий и их классификация; разработка методики определения у человека тех или иных способностей; сопоставление найденных у испытуемых способностей с требованиями различных профессий и выводы об их пригодности к той или иной специальности.
В рамках исследования была разработана представляющая интерес программа определения у человека предрасположенности к умственной деятельности, охватывающая наиболее существенные умственные способности и необходимые для них предпосылки (память, внимание, мышление, комбинаторная способность, воображение, наблюдательность). Программа вобрала в себя целый ряд остроумных тестов и методов.
А представители социальной школы, руководимой Н. Витке, признавали, что никаких точных методов для профессионального подбора работников, особенно интеллектуального труда, нет. В общих чертах можно сказать, что ближайшие сотрудники управляющего должны обладать теми же качествами, которые желательны и для него самого: большой волей, твердостью, решимостью, конструктивной изобретательностью, теоретическим мышлением и числовой ориентировкой.
Интересно то, что в те годы подвергся резкой критике подбор кадров по принципу личной преданности. Ученые советовали остерегаться такого явления, как окружение себя «своими людьми», переводимыми с места прежней работы руководителя. «Такое явление, психологически чрезвычайно вредно действующее на всю массу сотрудников, мы рассматриваем как выданный самому себе диплом на административную беспомощность и безнадежность»1. Такое окружение, по существу, означает не что иное, как неумение руководителя подбирать кадры, неумение подчинить их своему влиянию, неуверенность в себе. «Всякому администратору, ставящему в условие перехода на новую работу право перетащить с собой «своих человечков*, я бы ответил отказом, а об административной ценности такого просителя задумался бы надолго. Законная гордость хорошего администратора в том, что он дал промышленности людей «его школы*, что он не бегает за работниками, не сманивает их, а создает» (С. Д. Стрель-бицкий)2.
Рассматривая вопрос о служебной карьере и кадровых перемещениях, Й. Каннегиссер развил мысль о недопустимости «любимчиков». Продвигая сотрудников по службе, руководитель должен брать во внимание их компетентность и профессионализм, а не степень лояльности в отношении к руководству.
В центре внимания советской науки разработка форм и методов мотивации и стимулирования труда. В.И. Ленин относил формы оплаты труда к числу важнейших факторов повышения производительности труда. В его представлении лучший принцип оплаты — оплата по труду в соответствии с его количеством и качеством. Кроме сдельных форм оплаты, В. Ленин считал необходимым широко применять премии, групповые формы оплаты. Он полагал, что материальные стимулы к труду должны сочетаться с моральными, Не один раз В. Ленин подчеркивал, что кроме заработной платы как компенсации за физические и интеллектуальные затраты необходимо вводить на предприятиях целый пакет социальных льгот: сокращение рабочего дня, предоставление большого количества культурных или эстетических благ и ценностей1.
И. Каннегиссер высказал идею, что руководитель обязан заботиться о том, чтобы условия жизни и труда сотрудников соответствовали их материальным и духовным потребностям. Л. Жданов считал важнейшим условием эффективной работы персонала его заинтересованность. Чтобы люди работали изо всех своих сил, руководитель должен показать прямую зависимость между количеством работы сотрудника и его материальным благосостоянием. Кроме материальной заинтересованности, мощным побудителем к труду служат атмосфера дружного сотрудничества всех работников, производственное настроение, которое создает управляющий аппарат, любовь к своему делу. Фактор «уверенности сотрудников в прочности своего положения» очень важен, ибо там, где состав постоянно меняется, «работа не может идти дружно и производительно» (И. Каннегиссер)2.
Не упускался из виду и образ организатора управленческого труда, который, по мнению А. Гастева, должен обладать такими качествами, как хозяйственная изворотливость, способность к воздействию на людей, такт, искусство коллективной работы, искусство распоряжаться (умение находить общий язык с работниками), умение «заражать» людей делом. Ученый с сожалением констатировал, что большая часть руководителей высшего и среднего уровня управления не знакома с принципами научного управления. Он метко назвал их «советскими мулами», «мучениками», которые хотят сделать все сами, а в итоге — нервное истощение, неработоспособность, а отсюда быстрая смена руководителей.
Созвучный файолевскому список качеств руководителя предложил И. Каннегиссер: быстрый ум, хорошая реакция, позволяющая скоро решать вопрос, умение не стесняясь признать свою ошибку, глубокое знание руководимого объекта. Руководитель не может и не должен знать все или быть специалистом «по всем частям». То обстоятельство, что он знает что-нибудь специфическое хуже своих сотрудников, не должно его огорчать. Руководителю иногда следует выслушать совет и даже поучиться чему-либо даже у простого рабочего- Кроме того, абсолютно необходимы, по его мнению, такие качества руководителя, как безукоризненная честность и правдивость, которые должны сочетаться с твердостью, сердечностью и доброжелательностью в отношениях с сотрудниками. Эти качества обеспечивают руководителю незыблемый авторитет. Была высказана инновационная для того времени идея о том, что руководитель коллектива должен быть социальным лидером.
Согласно Н. Витке «идеальный» руководитель — это руководитель демократического типа, который должен уметь предоставить сотруднику при возложении на него обязанностей максимум самостоятельности, дающей простор инициативе и творчеству, соблюдать порядок отдачи распоряжений, поскольку распоряжения часто отдаются на ходу, мимоходом, что свидетельствует об исключительно плохих организаторских способностях руководителей. Кроме того, чертой «отличного руководителя» является уважительное отношение к подчиненным. В управлении предприятием руководителю следует опираться на свой штаб, который может работать эффективно только как единая команда. «Действенная активизация человеческого фактора возможна лишь там и тогда, — говорил ученый, — где и когда руководитель уважает достоинство человека, щадит его самолюбие, дает возможность по-настоящему раскрыться всем его потенциям»1.
Советские ученые научно обосновывали необходимость создания собственного кадрового резерва, подчеркивая, что специалистов нужно готовить, учить, распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой, умеющих налаживать крепкую и дружную совместную работу большого коллектива людей. «Только таких людей, после десятикратного испытания, надо, двигая их от простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей управления» (В.Ленин)2.
Важно отметить, что Л. Жданов одним из первых в отечественной да и в мировой литературе в области управления поставил вопрос о «психологическом профиле» руководителя. «Имея этот профиль, — говорил Л. Жданов, — легче подобрать на то или другое ответственное место из имеющихся работников человека, более всего по своим данным соответствующего требованиям этой модели».
Для подготовки резерва открывались учебные заведения, среди которых огромную роль играл Центральный Институт Труда, где параллельно с обучением руководителей предприятий проводились научные исследования.
Принципиально важным моментом для формирования теоретико-методологической базы кадрового менеджмента был выдвинутый Н. Витке тезис о возможности создания науки об управлении людьми. Именно он ввел в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «социальная организация предприятия», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера»1. По сути, ученые возглавляемой им социальной школы сформулировали концепцию «человеческих отношений», которая была встречена в «штыки». Н. Витке обвинили не только в желании создать особую социальную группу профессиональных руководителей, но и в еретической мысли о необходимости науки управления людьми. В России того времени существовал жестко авторитарный стиль руководства, стиль, против которого была направлена концепция «человеческих отношений». Поэтому передовые идеи, высказанные российскими учеными, не были поняты и приняты. Фактом остается то, что авторы социальной концепции управления сформулировали достаточно интересные положения, в значительной мере опередившие научные идеи американских авторитетов школы «человеческих отношений».
Заслуживает внимания критика Ф.М. Дунаевским существующей командно-бюрократической структуры управления. Бюрократический механизм, с точки зрения автора, парализует самые лучшие управленческие намерения. В этой связи ученый выделяет социальные и организационные корни административно-бюрократической системы. Социальные корни связаны с недостатком культуры. Но это не единственная причина. Основным условием возникновения и «размножения» административно-бюрократической системы является крайнее развитие промежуточного звена между центром управления и его периферией. Фатальная предопределенность административно-бюрократического аппарата имеет в своей основе один объективный и совершенно непреложный факт — ограниченность человеческих сил.
Ограниченность человеческих сил приводит к тому, что с ростом и усложнением общественного производства, с увеличением управляемой территории и управляемого населения между центральными органами и низовыми администраторами катастрофически разбухает промежуточное звено руководящих органов, которое призвано компенсировать превышение «административной емкости» в центрах. Возникает огромная иерархия, каждая последующая ступень которой как бы расширяет «административную емкость» вышестоящей. Под «административной емкостью» понимается способность непосредственно руководить определенным количеством лиц (норма управляемости).
Проблема непрерывно растущего промежуточного звена становится все более острой, между центром и перифе-. рией «сгущается туман бумажного производства», который, естественно, негативно влияет на эффективность управления, а следовательно, и функционирование самого управляемого объекта.
По этой же причине слабеет и сам управляющий центр. Ведь для того чтобы своевременно реагировать на все изменения внизу, центр должен быть вполне осведомлен о положении вещей на местах, располагать достоверной информацией и быть уверенным в точном исполнении своих распоряжений. Однако поступающая «снизу» информация проходит также многочисленные «фильтры», как «объединяющие и сводящие инстанции». Центр «получает» сильно искаженную информацию, степень неточности которой равнозначна степени «вредности».
Итак, центр не знает и не может знать правды, а потому и власть его становится оторванной от жизни, абстрактной. По существу, он даже не в состоянии проследить своевременность и точность исполнения собственных распоряжений. Инстинктивно чувствуя свою слабость, центр окружает себя всевозможными мифами и многочисленными внешними атрибутами повелительности.
Каждое слово в анализе Ф. Дунаевского напоминает острую стрелу, метко пущенную в цель. Примером может послужить такая мысль ученого: «Неспособная развивать благосостояние народа власть сосредоточивает свои усилия на одном главном пункте — на сохранении самого единства и целостности государства, т.е. на сохранении своего собственного величия»1.
Промежуточный центр «портит» не только центр, он деморализует и аппарат периферии. «Лишенный публичной ответственности, лишенный авторитетного руководства., подчиненный таким же чиновникам, как он сам, зависящий от их произвола, низовой администратор деморализуется и вырождается»2.
Вообще говоря, замечал Ф.Дунаевский, история «придумала немало приемов для обезвреживания бюрократизма». Демократизация центральной власти, децентрализация управления в области муниципальных дел, правильное районирование, постепенный подбор самого состава чиновников, частые выезды деятелей центра на места и т.д. Но эти меры не панацея»3.
Как же мыслил себе разрешение проблемы промежуточного звена Ф. Дунаевский?
Первый путь, пояснял ученый, заключался в тщательном подборе персонала, его подготовке, в новых методах планирования и стимулирования, т.е. в совершенствовании социально-экономической стороны управления.
В соответствии с его представлениями, определение состава исполнителей предполагало, во-первых, установление свойств, которыми должны отличаться исполнители, дабы удовлетворять квалификационным требованиям («про-фессиография»), а во-вторых, разработку методов определения наличности этих свойств (изменение квалификации, умения).
Второй путь, как полагал автор, заключается в расширении границ «административной емкости» с помощью техники и рационализации технической стороны управления. Задача состояла в передаче машинам всей механической работы, подготавливающей материал для его осмысления, чтобы быстро и точно прослеживать эффект каждого отдельного мероприятия.
Перед нами, несомненно, одна из первых, к сожалению, очень немногих, попыток комплексного подхода к проблемам совершенствования управления производством.
Управление производством — сложное социальное явление, изучать которое и можно, и должно с точки зрения самых различных наук: политической экономии, права, психологии, теории организации, кибернетики. Практика лишь доказала справедливость идей российского ученого Ф.Дунаевского. Высказанные Ф. Дунаевским суждения по управленческим проблемам сегодня не только не утратили своей актуальности, но, пожалуй, стали еще более злободневными.
Важным направлением деятельности советских ученых была прикладная социология труда, занимающаяся сбором первичной информации на предприятиях, социальной диагностикой трудового коллектива и социальной инженерией, отвечающей за практическое внедрение новых организационных проектов. Встал вопрос о разработке нового направления — социотехники, методологический статус которой определялся ориентированностью на внедрение инновационных мероприятий и эффективных практических рекомендаций1.
В указанный период успешно развивается экономическая мысль. Здесь пальма первенства, несомненно, принадлежит Н.Д. Кондратьеву, который разработал теорию планирования. Экономика любой страны должна развиваться планомерно. Однако, утверждает ученый, существует разнообразная система мероприятий государственного регулирования и воздействия. Выбор инструментов зависит от общего экономического курса, избранного страной: либо товарно-капиталистическое хозяйство, либо социалистическое (терминология 20-х годов). Н. Кондратьев следующим образом представляет систему и процедуру планирования, основными моментами которой являются:
■ научно обоснованные планы, предполагающие решительный отказ от введения в них произвольных параметров. Пусть они станут «беднее и скромнее*, но зато реальнее;
■ необходимость незамедлительно и категорически отказаться от фетишизации и цифр. Речь идет не о неприменимости количественных плановых оценок вообще. Они должны иметь место в том объеме и в той форме, на которые в каждом данном случае имеются достаточно серьезные основания. Значительная же часть количественных расчетов должна быть исключена из перспективных планов, оставаясь только в оперативных планах;
■ ш к сожалению, очень часто планы являют собой произвольные комбинации, бессодержательный набор мертвых статистических таблиц с «краткими пояснениями» к ним. Поэтому планы начинают пересматривать раньше, чем успели завершить их построение;
■ поскольку доступное количественное предвидение будущего всегда приблизительно, то во избежание ошибок на практике следует давать цифровое выражение предположений не однозначно точным, а всегда с указанием приблизительной вероятности ошибки;
■ составляемые планы не должны быть строгой «казенной» директивой. Они должны пониматься как основная указующая директива, требующая от практики максимальной творческой гибкости в смысле учета конкретных условий работы и получения наибольших результатов;
■ оперативные, среднесрочные и долгосрочные планы обязательно должны отличаться друг от друга не только по своему горизонту, но и по степени детализации и конкретизации цифровых расчетов;
■ при построении перспективных планов преимущественное внимание должно быть обращено на углубление экономического изучения действительности, позволяющее выяснять закономерные тенденции развития всего народного хозяйства, а также его различных отраслей и регионов;
■ составление перспективных планов должно быть делом лиц высокой квалификации, со специальной научно-практической подготовкой. Вместе с тем, опыт местных работников, персонала организации должен быть широко использован путем совместного решения с ними местных проблем (области, города, района, села, отдела). На основе широкого использования этого опыта составление перспективных планов должно быть сосредоточено в центре. Что же касается оперативных планов, призванных конкретизировать перспективы и систему мероприятий применительно к условиям данного города, данного района или данной отрасли, то работа над ними требует безусловного участия непосредственных работников мест.
Ученый сформулировал чрезвычайно плодотворную концепцию планирования, его идеи были положены в основу составления государственных планов развития народного хозяйства Советского государства.
Н. Кондратьев разрабатывает концепцию «больших циклов» («длинных волн»), охватывающих пятьдесят лет. Каждый цикл в свою очередь делится на пять малых циклов, символизирующих переходы от выраженного подъемного характера развития экономики к кризисному состоянию. Концепция была популяризирована австро-американским экономистом Й. Шумпетером. Сегодня идея Н.Кондратьева признана во всем мире как одна из методологических основ управления нововведениями и поэтому активно изучается в рамках экономики и инновационного менеджмента.
Резюмируя вышеизложенное, надо отметить, что теория и практика управления динамично развивалась в Советском государстве вплоть до 30-х гг. XX в. В этот период происходил поиск оптимальных методов управления народным хозяйством, появлялись передовые идеи кадровой политики предприятий, формировалось искусство воздействия на коллектив и личность.
Как мы уже отмечали, большую роль в развитии теории и практики управления тех лет сыграл Владимир Ильич Ленин.