НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

В последние два десятилетия XX века продолжала раз­виваться как практика, так и теория менеджмента.

Ученые различных российских школ во многом сходят­ся в оценке менеджмента последних лет XX века1. Отме­тим ключевые моменты менеджмента рассматриваемого периода.

Усиливается внимание к человеческому аспекту в менеджменте. В связи с усилением конкурентной борьбы человеческий фактор, способный генерировать и реализо-вывать инновационные идеи, становится ключевым ресур­сом менеджмента организаций. Поэтому для современного менеджмента характерны повышение внимания к органи­зационной культуре, демократизация управления, учас­тие работающих в распределении прибыли и управлении предприятием, формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми. Постепенно основными принципами управления персоналом становятся: лояльность ко всем работающим в организации; повы­шение качества внутриорганизационных коммуникаций; формирование психологического климата, помогающего раскрыть способности работающих; внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах дея­тельности организации; разработка и внедрение более со­вершенных методов работы с людьми, обеспечение их удов­летворенности своей работой; развитие этических норм бизнеса и др.

Управление культурой организации получает бур­ное развитие. Культура организации — один из факто­ров прибыли и конкурентоспособности для коммерческой организации, а также фактор успеха и эффективности де­ятельности, а подчас и выживаемости для некоммерчес­кой организации. Культура организации во все большей степени становится предметом заботы менеджеров все­го мира. Культура организации — это сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеа­лы, язык, жаргон, история организации, легенды, обра­зы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы на­град и поощрений, размещение, здание, окружение. В от­личие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может зна­чительно изменяться в течение непродолжительного вре­мени (месяцы, годы). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализо­ванный характер, однако, несмотря на это, имеются мно­гочисленные примеры мощного и целенаправленного из­менения культуры многих организаций. Современный пе­риод развития практики и теории менеджмента все чаще называют культурной революцией в менеджменте. Пере­нос все большего числа наукоемких и «персоналоемких» технологий зависит от наличия соответствующей позитив­ной культуры организации. Примерами могут служить мас­совое изготовление технически сложных изделий, оказание высокотехнологичных услуг, успешное функционирование правительственных учреждений.

Стратегическое управление и стратегическое пла­нирование находят свое применение во все более широ­ком спектре социальных приложений. Во все большем числе региональных, национальных и международных про­грамм применяются идеи и подходы, отработанные в рам­ках теории стратегического планирования. Прежде всего это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких це­лей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, меру участия в процессе выработки целей всех занятых в их достижении, процедуру оценки эффективности и результативности. Ос­новные приемы и методы стратегического управления, ис­пользуемые еще недавно лишь в рамках университетских курсов, становятся обычной технологией проработки лю­бой коммерческой идеи. Приемы стратегического плани­рования используются и в маркетинге, и в рекламе, и в деятельности государственных учреждений.

Методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распро­страняются на некоммерческие сферы, включая госу­дарственный сектор. Так, например, маркетинговый под­ход к управлению распространяется на деятельность об­щественных организаций, администраций городов и районов (территориальный маркетинг). Многие некоммер­ческие организации с успехом применяют элементы биз­нес-планирования своей деятельности. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительствен­ных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государст­венных учреждениях. Методы управления культурой орга­низации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих орга­низациях.

Наряду с развитием теории общего менеджмента, ис­следующей законы и закономерности управления социаль­но-экономическими процессами, принципы, методы и функ­ции управления, формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента: муниципальный менед­жмент, риск-менеджмент, финансовый менеджмент, инве­стиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, кризисное управление и пр. Все перечисленные и многие другие виды специального менедж­мента получают самостоятельное развитие. Во многих слу­чаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и тех­нологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большей степени прикладной характер, и их раз­витие в значительной мере опирается на обобщения прак­тики управления в соответствующих специальных сферах.

В рассматриваемый период менеджмент развивается на стыке многих наук и представляет собой органичес­кий сплав экономической науки, социологии и психоло­гии управления, кибернетики, теории систем и принятия управленческих решений и др., изучающих различные аспекты управления.

Большое значение для развития теории и практики менеджмента приобретает эмпирический опыт. Без­условно, изучение конкретного опыта менеджмента пред­приятий полезно с целью использования его в сходных си­туациях настоящего и будущего (идея бенчмаркинга). Уче­ные, придерживающиеся эмпирического подхода, являются не только теоретиками, но и крупными практиками в обла­сти менеджмента. К их числу можно отнести П. Друкера — профессора менеджмента Высшей школы бизнеса при Нью-Йоркском университете и советника по вопросам управления в компаниях «Оепега1 Мок>гз, «Башйег Спгуз1ег», «1ВМ»; Г. Саймона — профессора Технологического института Корнеги, лауреата Нобелевской премии, члена Националь­ной Академии в США, советника по вопросам социального управления многих организаций; Э. Дейла — консультан­та ряда крупных американских фирм; Р. Дэвиса — про­фессора, декана факультета менеджмента в университете штата Огайо; А. Чандлера — профессора Массачусетского технологического института и др. Среди представителей школы — экономисты, социологи, психологи, инженеры, сочетающие теоретические исследования с практической деятельностью по оптимизации менеджмента. Именно они разработали многие передовые технологии менеджмента организаций. Развитие научного и эмпирического подхо­дов к менеджменту в рассматриваемый период вкупе с праг­матическим подходом, демонстрируемым лучшими менед­жерами мира, создает условия для реализации эффектив­ного менеджмента организаций.