Военная психология как отрасль психологической науки.

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Общие основы военной сихологии»…………………………………………………………………………...…................... Военная психология как отрасль психологической науки…………………………………………….…................. Психологические особенности военно-профессиональной деятельности…………………………..…….….….... Личность военнослужащего и воинская деятельность. Психология воинского коллектива……....……….…... «Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины»…………………………………………………………….……………………………………..……. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины………….……………….. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины………………………………………………………………………………………….…….…………… Организаторская работа командира подразделения по укреплению воинской дисциплины и поддержанию твёрдого уставного порядка………………………………………………………….…..……………………..…….. «Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»………………………………………………………………………………………………….…………………. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание…………….…....……..…….. Методы и способы психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива…….……….…….. Психологические аспекты обучения военнослужащих. Психологическое обеспечение боеготовности………………………………………………………………………..…………………………..…….. «Конфликты в подразделении, основные способы их предупреждения и разрешения»……………………....................... Общая характеристика конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих и их типичные причины…………………………………………………………………………………………………………………. Профилактика конфликтов в воинских коллективах……………………………………………..…….…………… Конструктивное разрешение конфликтов в условиях воинской деятельности………………..……..…….…….. «Научные основы воспитания военнослужащих»………………...……………………………………………...……….….. Цели, содержание, направления, воспитание военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.………………………………………………………………………………………………...……….…… Принципы воспитания военнослужащих………………………………………………….………….……….……… Характеристика основных методов и форм воспитания военнослужащих……….………………….…………… «Методика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»……………………....…………... Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими…………….…………… Основные методы и приемы индивидуального воспитания и перевоспитания военнослужащих...…………….. Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделении………………………………... «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих»……………………………………………………………………………………..…………………………. Психолого-педагогическая характеристика военнослужащих с отклоняющимся поведением……..……………. Педагогическая профилактика различных видов отклонений в поведении военнослужащих…...……………… Комплексная целевая программа предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении военнослужащих по призыву. ………………………………………………………….………..…….. «Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением»……………………………….…………… Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений между военнослужащими……...………………… Диагностика и профилактика употребления спиртных напитков личным составом подразделения………………………………………………………………………………………..………….……… Диагностика и профилактика наркомании и токсикомании военнослужащих…………………….……………… Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих……………………….……………… Воспитательная работа с верующими военнослужащими………………………………………..………………… «Организация морально-психологического обеспечения (МПО) войск в боевой обстановке»………………………………………………………………………………………………………………………. Психологические особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя…………….…… Цели, задачи и основные виды морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск………………………………………………………………………………………………………..…………… Формы и методы работы офицеров по организации морально- психологического обеспечения готовности личного состава к выполнению боевой задачи………………………………………………………………………. «Психологическая готовность воина к бою»………………………………………………………………………..… Влияние негативной информации на психику воина. Информационная безопасность войск и защита личногосостава от негативного информационного воздействия…………………………………..….……………. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям……………………………………………………………………………………………………… Психологические механизмы преодоления страха у военнослужащих……………………………………………. Приемы и способы восстановления психологического здоровья военнослужащих………………………………. «Психологические операции (ПсО) противника и организация противодействия им. Психологический анализ военно-полевого быта войск и методов его оптимизации. Девиантное поведение на войне»…………………………………………………………………………………………………………………………….. Психологические операции противника и организация противодействия им……………………………………... Психологический анализ военно-полевого быта войск и методы его оптимизации……………..………………... Девиантное поведение на войне. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов в боевой обстановке……………………………………………………………………………………….……………………...                                        

 

«Общие основы военной психологии».

Военная психология как отрасль психологической науки.

Военная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека и психологии воинского коллектива при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой военной службы.

Основными задачами и направлениями исследований военной психологии являются:

1) разработка методов комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих;

2) определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих при организации и осуществлении военно-профессиональной подготовки;

3) разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке;

4) разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений;

5) разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы и др.

Перечисленные задачи по своей сути являются интегральными, т.е. обобщают в себе целый ряд других практических задач.

return false">ссылка скрыта

Так, например, разработка методов повышения эффективности и качества комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих на практике предполагает решение следующих задач:

Ø разработка профессиограмм и психограмм воинских специальностей;

Ø разработка методов психодиагностики профессионально важных качеств военнослужащего;

Ø разработка критериев соответствия уровня развития профессионально важных качеств военнослужащего требованиям воинской специальности;

Ø разработка организационных основ мероприятий по профессиональному психологическому отбору военнослужащих;

Ø психологическое обеспечение мероприятий профориентационной работы.

Повышение эффективности профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих предполагает решение следующих задач:

Ø разработка организационных и методологических основ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

Ø разработка методов психодиагностики состояния военнослужащих с целью выявления лиц, испытывающих сложности в военно-профессиональной адаптации;

Ø разработка методов коррекции функционального состояния организма военнослужащих и оказания психологической помощи с целью повышения эффективности адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности и предупреждения психических и психосоматических нарушений;

Ø разработка психологических основ организации учебного процесса и методов педагогического воздействия на военнослужащих с учётом их индивидуально-психологических и личностных особенностей и др.

Разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке предполагает решение следующих практических задач:

Ø исследование влияния факторов боевой обстановки, в том числе и реальной витальной угрозы, на психическое состояние военнослужащих;

Ø разработка методов прогнозирования эффективности деятельности военнослужащего в боевой обстановке на основе учёта его индивидуально-психологических и личностных особенностей;

Ø разработка научно-методических основ комплектования подразделений для деятельности в боевой обстановке на основе оценки степени психологической готовности военнослужащих к подобной деятельности;

Ø разработка методов эффективной коррекции функционального состояния военнослужащих в условиях боевой обстановки;

Ø поиск эффективных путей и методов психологической реабилитации военнослужащих после выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях деятельности с целью профилактики посттравматического стрессового синдрома и восстановления профессиональной работоспособности;

Ø обоснование психологических методик, направленных на формирование психической готовности военнослужащих к деятельности в боевых условиях, в том числе развитие у них эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, а также разработка и апробация методов саморегуляции психического состояния.

Разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений предполагает решение следующих практических задач:

Ø исследование психологических механизмов и закономерностей становления и развития воинских коллективов, а также формирование климата в воинском коллективе;

Ø поиск путей и разработка психологических методов укрепления воинской дисциплины и профилактики правонарушений;

разработка методов управления воинским коллективом на основе учёта его психологических особенностей и закономерностей развития

Методы исследования в военной психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные методы, а также методы моделирования.

Субъективные
Моделирование
Наблюдение Самонаблюдение Внешнее Свободное Стандартное Включенное
Опрос Устный Письменный Свободный Стандартный Беседа
Тесты Тест-опросник Тест-задание
Тесты Объективные Проективные
Эксперимент Стандартный Свободный
Техническое Математическое Кибернетическое Логическое
Объективные

 


Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчётах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование, поскольку наблюдение направлено не только на описание внешних действий человека, но и на их психологическое содержание,

которое необходимо раскрыть исходя из внешних факторов.

Следует иметь в виду, что метод наблюдения может иметь разнообразные варианты использования. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда наблюдатель (офицер или психолог) сам является непосредственным участником событий. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что под влиянием личного участия исследователя в происходящих событиях его восприятие и понимание всего происходящего, в том числе и восприятие поступков других людей, может быть искажено. Поэтому, оценивая те или иные события, целесообразно учитывать мнение и тех, кто наблюдал за всем происходящим со стороны. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу – самонаблюдению.

Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Самонаблюдение, особенно в форме самоанализа своего состояния или поведения, очень важно не только для психолога, но и для офицера, являющегося командиром подразделения. Очень часто, сталкиваясь с необычными или незнакомыми явлениями, а также с поведением других людей, офицер стремится понять психологическое содержание происходящего. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу собственных переживаний. Поэтому для того, чтобы успешно работать как с отдельными военнослужащими, так и с воинскими коллективами, офицер должен овладеть таким методом, как самоанализ, научиться объективно оценивать своё состояние и свои переживания.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, так как вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространённая форма данного опроса – анкета.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Опрос данного типа позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить весьма разнообразную информацию об обследуемом.

Помимо вышеизложенных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа, которая может рассматриваться в качестве одного из вариантов опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Весьма доступным для офицера является метод изучения документов или анализ деятельности человека. Знакомясь с документами, которые характеризуют военнослужащего, командир подразделения может получить большой объём объективной информации. Но следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Тестирование. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения достаточно точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тест отличается тем, что имеет чёткую процедуру сбора и обработки данных, а также чёткую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надёжную информацию о наличии или выраженности определённой психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения им определённых заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определённый перечень заданий. Количество выполненных заданий служит основанием для определения того, имеется ли у индивида определённое качество и насколько оно развито. Большинство тестов по определению уровня умс-deyatelnosti.html">Психологические особенности военно-профессиональной деятельности.