Великий переход (кайя-вьюха)

76. Великий переход означает такой глубокий сдвиг кармического видения, когда йогин полностью переходит из нечистого кармического измерения (сансары) в полностью чистое измерение.

 

77. В нечистом кармическом видении йогин обладает грубым телом из плоти, страдает, подвержен иллюзии, закону кармы и является смертным человеком. Реальность, в которой он живет, не зависит от его сознания и неуправляема.

 

78. В чистом видении йогин обладает чистым радужным телом света, обладает бессмертием, свободен от закона причин и следствий и подобен божеству, играющему в центре мандалы.

 

79. Сознание йогина находится в самом центре реальности, прямо воздействуя на события и законы и творя их.

 

80. Такое состояние полно свободы, гармонии, творчества, чистоты, красоты, любви, игры, парадокса, вечности, бесконечности, величия, утонченности, глобальности и непостижимости. Оно именуется «мандалой» – светящимся пространством, все события в ней являются игрой йогина в пространстве Бытия.

 

81. Осуществив Великий переход, йогин переходит из варианта Вселенной, где он ограничен законами мироздания в тот вариант, где эти законы он творит сам.

 

82. Переход в «чистое видение» есть открытие йогином, достигшим единого вкуса, другого варианта Вселенной, где он является бессмертным сиддхом, богом-творцом, играющим божеством и т.д. Такой переход сопровождается обретением радужного тела света.

 

83. Переход осуществляется, когда йогин обрел состояние «единого вкуса». Чтобы осуществить великий переход, находясь в естественном состоянии, йогин не должен страстно желать попасть в «чистую землю», создать мандалу и т.д. – он уже считает это свершившимся фактом.

 

84. Все, что остается ему – находясь в созерцании, констатировать изменения в окружающем мире и себе самом.

 

85. Сначала чистое состояние проявляется в душе и уме йогина, затем он видит благоприятные знаки в снах, затем знаки проявляются наяву, и наконец он полностью входит в другое измерение чистого видения – мандалу.

 

86. Состояние бытия в мандале есть такое чистое измерение жизни, когда весь мир видится как единое Бытие – сознание и управляется волевым намерением йогина.

 

87. В состоянии мандалы йогин как бы пребывает в центре Вселенной, будучи ее единоличным Творцом – «центральным божеством», становится бессмертным.[14]

 


[1] Тела, речи и мысли

[2] Вибрация может быть определена в классических понятиях как спанда или спандана, в других случаях как спхота.

Согласно учениям древней Индии о священном звуке (мантра видья) Вселенная находится в состоянии постоянного колебания (спанда). Звук, особенно часто повторяющийся, влияет на сознание. Именно по этому в учении тантризма как индийского, так и буддийского чтение мантр, ритуальная речь, пение стали действенными средствами духовного преображения.

Другая ветвь тантрического учения именуемая спхотавада гласит, что все явления во Вселенной, включая более утонченные понятия и грубые материальные предметы есть результат «сгущения» простых или сложных вибраций. Согласно спхотаваде в основе мироздания лежит трансцендентный первозвук, который не доступен слуху и не вызывает вибрации. Этот звук именуют спхота, «безмолвный», «неизданный звук» или анахата дхвани. Считается, что извечная сущность каждого предмета благодаря определенным издаваемым звукам может как бы прорываться (спхота) или раскрывать себя спонтанно в уме человека, приводя его к постижению сущности этого предмета. Учение спхотавады о вибрациях является основой тантрических ритуалов, в которых используются мантры и янтры.

 

[3] «бандхика», «карми», «баддха»,

[4] Санскр.(карты и картритвы).

[5] (санскр.) Рита

[6] (санскр.) Брахми, Вайшнави, Раудри или джняна-шакти, иччха-шакти и крийя-шакти.

[7] (санскр.) Парабрахман, в тантризме Шива, Адишакти, в тиб.буддизме Самантабхадра, Дхармадхату (прим.ред.)

[8] (санскр.) Лока дришти- особое кармическое видение, присущее каждому существу во всех мирах.

[9] (санскр.) Спанда

[10] (санскр.) Сришти-шакти

[11] Типичным примером подобной практики является Гуру-йога и бхакти йога (прим. ред.).

[12] Сравните широко распространенное высказывание, распространенное среди преданных Вишну: «Кришна становиться рабом своих преданных» (прим. Ред.)

[13] Интеграция предполагает раскрытие себя Вселенским силам в состоянии недвойственности, служение предполагает двойственность четко отделяющую служителя-субъекта и ту силу которой он служит (дживу и Бхагавана).

[14] Наиболее близким эквивалентом на санскрите могут служить понятия адидэва (Изначальное Божество), Адинатха (Изначальный Владыка)