Национальная политика большевиков

Большевики всегда понимали важность национального вопроса. 57% населения Российской империи были нерусскими. Большевики исходили из двух марксистских постулатов:

1. О принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. С ликвидацией классов исчезнет и национальный вопрос: будет слияние наций в наднациональную ячейку общества.

Иван Ефремов «Туманность Андромеды».

2. О подчинённости политики марксизма в области национальных отношений ключевой задаче - борьбе государства за власть.

Уже на Втором съезде РСРП в марте 1903 г. формируется лозунг «о праве наций на самоопределение».

На Пятом съезде РСДРП к лозунгу добавляется: «вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

Решается вопрос о форме государственного управления: унитарного (централизованное государство с минимальными полномочиями автономий) или федеративного типа (добровольный союз государств по образцу США). При федеративном устройстве в центр передаются функции:

· Финансовая (выпуск дензнаков, регулирование денежного обращения)

· Транспортная

· Внешней политики

· Обороны

Ленин считал, что будущее - за унитарным государством, потому что для грандиозного дела строительства социализма необходима сильная центральная власть. Однако в годы Первой мировой войны на национальном фронте наблюдается оживление. И поэтому в 1914 г. Ленин дополняет свой принцип: государство в целом унитарное, но с автономными вкраплениями по мере необходимости. Однако в 1917 г. в условиях бурлящей России он идёт на радикальный пересмотр своих позиций: «Мы должны водрузить на знамёна лозунг федерации - это тактическая необходимость. Хотя для нас оптимально единство в рамках унитарного государства, но тогда от нас отвернутся трудящиеся». За федеративное устройство изначально выступали эсэры.

03.01.1918 г. В Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа были закреплены два принципа: федеративное устройство и право наций на самоопределение, которые затем вошли в первую Конституцию 1918 г.

31.12.1917 г. в Смольном принимается решение о предоставлении самостоятельности Финляндии. А в январе 1918 г. там поднимается мятеж социалистов против буржуазного правительства. Мятеж был подавлен.

Летом 1918 г. советская власть объявляет ничтожными пакты о разделе Польши и признаёт её независимость. Попытка последующей советизации Польши также провалилась.

Наряду с этим о независимости объявил Уренхайский край (Тува), но большевики это проигнорировали.

Политика заключалась в предоставлении независимости тем нациям, которые давно выстраивали свою государственность. В остальном же берётся негласный курс на централизацию: провозглашаются советские социалистические республики, формально независимые от РСФСР (УССР, БССР). Однако центральные комитеты этих партий имели права российских губкомов, т.е. были жёстко интегрированы в систему РКП(б).

После ухода немцев из Прибалтики осенью 1918 г. (аннулирование Брестского мира) там также провозглашаются республики (не все социалистические - Эстонская). Формируется их национальная государственность.

В январе 1919 г. провозглашается Белорусская ССР. В 1920 г. провозглашается Армянская ССР и Азербайджанская ССР. В феврале 1920 г. провозглашается Грузинская ССР. После октября 1917 г. Армения, Азербайджан и Грузия были провозглашены республиками под управлением Дашнакцутюн, мусаватистов и меньшевиков соответственно. Но в 1920 г. все они были объявлены социалистическими: предварительно создавались ревкомы, объявлявшие восстание, которое поддерживала РСФСР.

Все эти советские республики декларировали себя независимыми от РСФСР, но независимость была не по сути, а по форме.

Для малых народов внутри РСФСР была принята форма автономий: Татарская АССР, Башкирская АССР.

 

07.11.2012

Атлас образования СССР

Июль 1919 г. - создание военного союза РСФСР, УССР, БССР и две республики в которых советская власть сгорела в первые месяцы: к Латвийская и Эстонская. На базе в Москве объединялись: вооруженные силы, транспортная сеть, финансы.

1920-21 гг. - объединение в форме координации действий российских наркоматов над наркоматами в республиках на базе двусторонних соглашений.

Февраль 1922 г. - время подготовки первой международной конференции, куда были приглашены Россия и прочие советские республики - создание дипломатического союза. Формально главой делегации был Ленин, но так как он не мог выезжать по болезни, то её возглавлял нарком иностранных дел Чичерин. Республики передали ему полномочия представлять их на международной арене (РСФСР, УССР, БССР и три республики Закавказья: Армения, Азербайджан и Грузия).

Лето 1922 г. - подготовка к формированию единого государства, создаются специальные комиссии ЦК по разработке программного документа. Главой комиссий фактически был нарком по делам национальностей Сталин. Создаётся план автономизации, который поддержали лидеры Азербайджана и Армении, лидеры Украины и Белоруссии воздержались, а Грузии - отказались, мотивируя необходимостью сохранения атрибутов независимости. Грузин поддержал Ленин, назвав идею автономизации политически ошибочной: обострит отношения Москвы с местными политическими элитами.

Ленин предложил свой план: провозгласить союз суверенных и равноправных республик (федерация), куда добровольно передают часть своих полномочий. План был одобрен ЦК.

30.12.1922 - Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации провозглашает себя I Съездом советов СССР. На нём же была подписана Декларация об образовании СССР и избран ЦИК.

В январе 1923 г. создаётся федеральное правительство - совет народных комиссаров СССР, который возглавил Ленин, затем Рыков (репрессирован в 1938 г.).

В январе 1924 г. - II Съезд советов СССР принял Конституцию СССР. По ней высший орган законодательной власти: Всесоюзный съезд советов, а в перерывах между его сессиями - двухпалатный ВЦИК (совет союза и совет по делам национальностей). Создаются исполнительные органы: Совнарком, ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление), НКВД. Сохранялась система выборов из конституции 1918 г.

Несмотря на декларируемую Конституцией федерацию, СССР был фактически унитарным государством, в котором республики имели права культурных автономий (план кадета Милюкова J): их свобода распространялась на области культуры, школы, языка и быта.

Большевики считали, что унитаризм обеспечат переход к социализму всей страны и сближению всех национальностей к единой общности, которая исключит межнациональные конфликты. А федералистская оболочка поможет сгладить национальную напряжённость.

1924 г. - на базе созданных в 1920 г. Хорезмзской ССР и Бухарской ССР формируются союзные Узбекская ССР и Туркменская ССР.

1929 г. - Таджикская ССР.

1936 г. - Казахская и Киргизская ССР. Упразднение в Конституции 1936 г. Закавказской федерации и создание Грузинской ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР.

1939 г. - Карельская АССР преобразована в Карельско-финскую ССР (в назидание финнам).

Унитарное устройство привело к выкачиванию ресурсов из РСФСР в республики. А культурный и социально-экономический подъём в республиках сопровождался ростом национального самосознания, стремлением к реальному обретению национального суверенитета. В результате трещина в фундаменте СССР, возникшая при его создании, с годами всё более расширялась.