Техническое обслуживание сварочных агрегатов
Сварочные агрегаты состоят из генератора постоянного тока иприводного бензинового или дизельного (иногда электрического) двигателя.
По основным признакам можно выделить следующие виды
сварочных агрегатов:
по типу генератора — с коллекторным или вентильным генератором;
по виду привода — с бензиновым, дизельным или электрическим двигателем;
по способу установки — передвижные и стационарные.
Требования к сварочным генераторам и агрегатам приведены в ГОСТ 304У-77Е «Генераторы постоянного тока для электродуговой сварки» и ГОСТ 2402-77 «Агрегаты для дуговой сварки с двигателями внутреннего сгорания. Технические условия».
В состав каждого агрегата входят: генератор с реостатом регулирования сварочного тока, двигатель, соединительная муфта, пульт управления, аккумуляторные батареи, капот с кровлей и шторками, топливный бак. Генератор и двигатель смонтированы
на общей раме.
Техническое обслуживание сварочных агрегатовнеобходимо производить ежедневно и периодически через каждые 100— 200ч работы, но не реже одного раза в месяц.
Ежедневно перед работой следует производить внешний осмотр агрегата и устранять случайные повреждения. Проверять состояние болтовых соединений токоведущих частей и подтягивать ослабевшие контакты. Проверять натяжение ремней привода вентилятора, регулятора оборотов и его крепления, а также состояние электрооборудования; крепление наконечников к проводам, аккумуляторных батарей к раме и заземление агрегата; производить пуск для контроля отсутствия стука и посторонних шумов; проверять показания приборов и контрольных ламп на пульте управления.
В этом случае, если давление масла ниже 0,1 МПа, а температура воды выше 105 °С, необходимо немедленно остановить двигатель, найти и устранить причину, вызвавшую повышение температуры.
Смазка со временем разлагается, поэтому через 500—600 ч работы, но не реже чем через полгода ее следует заменять. Для замены смазки надо снять крышку подшипников на щитах генератора, удалить загрязненную смазку, тщательно промыть подшипники бензином, затем заполнить гнезда подшипников свежей смазкой на 1/2—1/3 свободного объема. Рекомендуется применять консистентную смазку марки ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73), жировую смазку 1-13 (ГОСТ 163-61) или им подобные.
Периодически также необходимо замерять сопротивление изоляции генератора, которое должно быть не ниже 0,5 МОм для генераторов типа ГСО и ГД и 1 МОм для генераторов типа СГП. Мелкая металлическая и угольная пыль, осаждаясь внутри генератора, может вызвать снижение сопротивления отдельных участков изоляции. Поэтому генератор рекомендуется периодически продувать струей сжатого воздуха и протирать ветошью.
Особого внимания требует коллектор сварочных генераторов. При правильной работе коллектор не должен иметь следов нагара. Коричневый с синеватым отливом цвет коллектора свидетельствует о его нормальной работе. Такой коллектор требует лишь систематического удаления пыли чистой ветошью, смоченной в бензине. Мелкое бисерное искрение щеток, не оставляющее следов нагара на коллекторе, не опасно.
В случае появления на коллекторе нагара необходимо выяснить и устранить причину, вызывающую его, а коллектор прошлифовать мелкозернистой прессованной пемзой или мелкой стеклянной бумагой, натянутой на деревянную колодку цилиндрической формы. Шлифовку производят равномерно по всей поверхности. Шлифовать коллектор наждачной бумагой категорически запрещается.
Если со временем между пластинками начнет выступать слюда, вызывая искрение и шум щеток при работе, ее при помощи специальной пилки следует осторожно счистить на глубину до 1 мм. Затем мелким трехгранным напильником нужно убрать заусеницы с краев пластин и прошлифовать коллектор на ходу приподнятых щетках.
Поврежденную или изношенную щетку надо заменить новой. Установив новую щетку, следует подложить полоску мелкой стеклянной бумаги стеклом к щетке и осуществлять притирку до тех пор, пока щетка не будет полностью облегать коллектор. Притирку производят при нормальном нажатии пружины щеткодержателя. После притирки щеток коллектор обдувают воздухом, протирают пыль и дают генератору поработать на холостом ходу для окончательной пришлифовки. Все щетки одного пальца должны быть выровнены, свободно передвигаться в обойме и выступать из нее на 2—3 см в направлении коллектора.
Траверса должна занимать правильное положение. Запрещается поворачивать ее, так как это ведет к искрению под щетками.
Уход за двигателем и аккумуляторными батареями необходимо производить согласно инструкциям по эксплуатации. Он состоит в ежедневной очистке от пыли и грязи, осмотре, проверке и при необходимости доливке масла в картер двигателя, топлива в топливный бак и воды (антифриза) в радиатор.
Техническое обслуживание двигателя предусматривает проверку крепления его узлов, уровня и степени заряженности аккумуляторных батарей, а также проверку и регулировку натяжения ремня вентилятора и генератора.
После каждых 100 — 200 ч работы агрегата необходимо производить смазку двигателя, спуск конденсата из масляных фильтров, промывку воздушного фильтра и смену в нем масла.
После 500 — 600 ч эксплуатации полностью заменяют масло в двигателе.
Проверяют и подтягивают механизмы систем питания, охлаждения, смазки,
зажигания и пуска двигателя. Проверяют компрессию двигателя; зазоры
между поршневыми кольцами и канавками в поршне, масляные зазоры
между коленчатым валом и подшипниками; работу двигателя при малых обо
ротах холостого хода коленчатого вала; легкость пуска и пра-. вильность
установки зажигания; пропускную способность жиклеров и регулировку
уровня топлива в поплавковой камере (карбюраторные двигатели).
Проверяют и регулируют топливный насос и форсунки (дизеля). Проверяют и
очищают генератор и реле-регулятор, стартер и свечи зажигания.