Техническое обслуживание электроприводов

При техническом обслуживании электроприводов их осмотр и контроль за работой проводят в сроки, предписанные ППТОР. Электроприводы осматривают тем чаще, чем тяжелее условия ра­боты, например большая длительность разгона электродвигателя, частые пуски, высокая температура окружающей среды. Конст­рукция электродвигателей также может влиять на требуемую пе­риодичность их осмотров. Кроме того, при установлении перио­дичности осмотров надо учитывать и техническое состояние электродвигателей, например степень их изношенности.

При осмотре во время обходов электроприводов проверяют температуру нагрева двигателей; следят за содержанием их в чистоте. Вблизи них не должно быть посторонних предметов, осо­бенно опасных в пожарном отношении. Наблюдают, чтобы пуск и останов электродвигателей производились производственным пер­соналом по инструкции и электродвигатели не работали вхоло­стую. Контролируют напряжение электросети, которое должно быть в пределах 95—110 % от номинального. Проверяют в под­шипниках, реостатах и пусковой аппаратуре уровень масла. Об­ращают внимание на исправность ограждений, препятствующих случайным прикосновениям к вращающимся частям электропри­вода; устраняют мелкие неисправности (например, заменяют пе­регоревшие предохранители, регулируют нажим щеток) и прово­дят наружную очистку электродвигателей.

Контроль за температурой электродвигателя является суще­ственным элементом его эксплуатации, так как наиболее частые повреждения электродвигателя связаны с нагревом свыше пре­дельно допустимой температуры. Различают предельно допусти­мую температуру нагрева и предельно допустимое превышение температуры нагрева отдельных частей электрической машины. Последний показатель нагрева определяют путем вычитания из предельно допустимой температуры нагрева температуры окру­жающей среды, равной 40 °С. Полученный результат уменьшают на 10 °С. Это объясняется необходимостью иметь некоторый запас на самую горячую точку обмотки, так как при измерении темпе­ратуры обмоток методом сопротивления не учитывается неравно­мерность нагрева, а измеряется среднее значение температуры.

При эксплуатации отсоединять машину от сети и измерять сопротивление обмоток для определения температуры их нагрева не всегда возможно. Поэтому контроль нагрева производят, изме­ряя температуру доступных частей — корпуса электродвигателя, крышек подшипников, коллектора, контактных колец.

Температуру определяют с помощью переносного термомет­ра, прикладывая его к той части электродвигателя, температуру которой надо измерить, сразу после останова электродвигателя. Конец термометра при измерениях обертывают фольгой, прикла­дывают к электродвигателю и закрывают слоем ваты для умень­шения отдачи теплоты в окружающую среду.

Применяемый на практике способ определения температуры электродвигателей путем прикосновения руки к нагретому эле­менту (на ощупь) не дает точных результатов. Этим способом пользуются в тех случаях, когда достаточно получить ориентиро­вочное представление о степени нагрева. Рука выдерживает тем­пературу нагрева не более 60 °С.

Основной причиной, вызывающей превышение предельно допустимой температуры электродвигателей, является его пере­грузка. Поэтому при работе электродвигателей, а также регули­ровке технологического процесса следует контролировать показа­ния амперметров, которые устанавливают в цепь статора. При нагревах двигателей выше допустимого предела следует снизить нагрузку.

На работу электродвигателей существенно влияет напряже­ние питающей сети: повышение напряжения сети приводит к увеличению намагничивающего тока, что вызывает превышение предельно допустимой температуры; понижение напряжения сети уменьшает момент вращения, что также вызывает увеличение тока и повышение температуры. Учитывая это, при эксплуатации электродвигателей контролируют напряжение питающей сети.

Ухудшение изоляции обмоток при эксплуатации электро­двигателя со временем может привести к КЗ между обмотками, а также к замыканиям обмоток на корпус электродвигателей. Для предотвращения указанных явлений и связанного с ними выхода электродвигателей из строя сопротивление изоляции обмоток пе­риодически измеряют мегоомметрами. Сроки таких проверок за­висят от местных условий (влажности окружающей среды, запы­ленности помещения и т.п.), технического состояния электродвигателя и устанавливаются графиком ППТОР.

Кроме периодических проводят и внеочередные проверки, устраиваемые после продолжительных перерывов в работе элек­тродвигателей, после попадания на них воды и в тех случаях, ко­гда возникает опасение в ухудшении состояния изоляции обмоток.

При оценке состояния изоляции обмоток электродвигателя целесообразно сопоставить данные полученных измерений с пре­дыдущими. Слишком большое расхождение в результатах произведенных измерений должно послужить основанием для подроб­ного исследования. В том случае, когда контрольное измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей неудовле­творительное, возникает необходимость сушки электродвигателя или его ремонта.

В процессе эксплуатации электроприводов могут возникать ситуации, при которых электродвигатель следует отключить от сети. К ним относятся: появление дыма или огня из электродви­гателя или его аппаратуры; несчастный случай с человеком, тре­бующий останова электродвигателя; возникновение вибрации, уг­рожающей целости электродвигателя; поломка приводного механизма; перегрев подшипников сверх допустимого значения; снижение оборотов электродвигателя, сопровождаемое быстрым его нагревом.

При осмотрах электроприводов при необходимости замеря­ют вибрацию. В этих целях наиболее прост и удобен в эксплуата­ции виброметр типа ВР. Виброметр допускает измерение вибра­ций от 0,05 до 6 мм у машин с частотой вращения двигателя более 750 об/мин и имеет записывающее устройство.