Техническое обслуживание электроприводов
При техническом обслуживании электроприводов их осмотр и контроль за работой проводят в сроки, предписанные ППТОР. Электроприводы осматривают тем чаще, чем тяжелее условия работы, например большая длительность разгона электродвигателя, частые пуски, высокая температура окружающей среды. Конструкция электродвигателей также может влиять на требуемую периодичность их осмотров. Кроме того, при установлении периодичности осмотров надо учитывать и техническое состояние электродвигателей, например степень их изношенности.
При осмотре во время обходов электроприводов проверяют температуру нагрева двигателей; следят за содержанием их в чистоте. Вблизи них не должно быть посторонних предметов, особенно опасных в пожарном отношении. Наблюдают, чтобы пуск и останов электродвигателей производились производственным персоналом по инструкции и электродвигатели не работали вхолостую. Контролируют напряжение электросети, которое должно быть в пределах 95—110 % от номинального. Проверяют в подшипниках, реостатах и пусковой аппаратуре уровень масла. Обращают внимание на исправность ограждений, препятствующих случайным прикосновениям к вращающимся частям электропривода; устраняют мелкие неисправности (например, заменяют перегоревшие предохранители, регулируют нажим щеток) и проводят наружную очистку электродвигателей.
Контроль за температурой электродвигателя является существенным элементом его эксплуатации, так как наиболее частые повреждения электродвигателя связаны с нагревом свыше предельно допустимой температуры. Различают предельно допустимую температуру нагрева и предельно допустимое превышение температуры нагрева отдельных частей электрической машины. Последний показатель нагрева определяют путем вычитания из предельно допустимой температуры нагрева температуры окружающей среды, равной 40 °С. Полученный результат уменьшают на 10 °С. Это объясняется необходимостью иметь некоторый запас на самую горячую точку обмотки, так как при измерении температуры обмоток методом сопротивления не учитывается неравномерность нагрева, а измеряется среднее значение температуры.
При эксплуатации отсоединять машину от сети и измерять сопротивление обмоток для определения температуры их нагрева не всегда возможно. Поэтому контроль нагрева производят, измеряя температуру доступных частей — корпуса электродвигателя, крышек подшипников, коллектора, контактных колец.
Температуру определяют с помощью переносного термометра, прикладывая его к той части электродвигателя, температуру которой надо измерить, сразу после останова электродвигателя. Конец термометра при измерениях обертывают фольгой, прикладывают к электродвигателю и закрывают слоем ваты для уменьшения отдачи теплоты в окружающую среду.
Применяемый на практике способ определения температуры электродвигателей путем прикосновения руки к нагретому элементу (на ощупь) не дает точных результатов. Этим способом пользуются в тех случаях, когда достаточно получить ориентировочное представление о степени нагрева. Рука выдерживает температуру нагрева не более 60 °С.
Основной причиной, вызывающей превышение предельно допустимой температуры электродвигателей, является его перегрузка. Поэтому при работе электродвигателей, а также регулировке технологического процесса следует контролировать показания амперметров, которые устанавливают в цепь статора. При нагревах двигателей выше допустимого предела следует снизить нагрузку.
На работу электродвигателей существенно влияет напряжение питающей сети: повышение напряжения сети приводит к увеличению намагничивающего тока, что вызывает превышение предельно допустимой температуры; понижение напряжения сети уменьшает момент вращения, что также вызывает увеличение тока и повышение температуры. Учитывая это, при эксплуатации электродвигателей контролируют напряжение питающей сети.
Ухудшение изоляции обмоток при эксплуатации электродвигателя со временем может привести к КЗ между обмотками, а также к замыканиям обмоток на корпус электродвигателей. Для предотвращения указанных явлений и связанного с ними выхода электродвигателей из строя сопротивление изоляции обмоток периодически измеряют мегоомметрами. Сроки таких проверок зависят от местных условий (влажности окружающей среды, запыленности помещения и т.п.), технического состояния электродвигателя и устанавливаются графиком ППТОР.
Кроме периодических проводят и внеочередные проверки, устраиваемые после продолжительных перерывов в работе электродвигателей, после попадания на них воды и в тех случаях, когда возникает опасение в ухудшении состояния изоляции обмоток.
При оценке состояния изоляции обмоток электродвигателя целесообразно сопоставить данные полученных измерений с предыдущими. Слишком большое расхождение в результатах произведенных измерений должно послужить основанием для подробного исследования. В том случае, когда контрольное измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей неудовлетворительное, возникает необходимость сушки электродвигателя или его ремонта.
В процессе эксплуатации электроприводов могут возникать ситуации, при которых электродвигатель следует отключить от сети. К ним относятся: появление дыма или огня из электродвигателя или его аппаратуры; несчастный случай с человеком, требующий останова электродвигателя; возникновение вибрации, угрожающей целости электродвигателя; поломка приводного механизма; перегрев подшипников сверх допустимого значения; снижение оборотов электродвигателя, сопровождаемое быстрым его нагревом.
При осмотрах электроприводов при необходимости замеряют вибрацию. В этих целях наиболее прост и удобен в эксплуатации виброметр типа ВР. Виброметр допускает измерение вибраций от 0,05 до 6 мм у машин с частотой вращения двигателя более 750 об/мин и имеет записывающее устройство.