Обход и осмотры воздушных линий

Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт.

 

 

К техническому обслуживанию ВЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем прове­дения профилактических измерений и устранения мелких повре­ждений и неисправностей, а именно:

— обходы и осмотры ВЛ;

— установка, замена и осмотр трубчатых разрядников;

— измерение сопротивления соединений проводов (болто­вых, плашечных и болтовых переходных);

— контроль тяжения в оттяжках опор;

— проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкер­ных болтов;

— осмотр конструктивных элементов ВЛ при приемке их в эксплуатацию;

— наблюдение за работами, проводимыми вблизи линии электропередачи сторонними организациями;

— замена отдельных элементов ВЛ и выправка отдельных опор;

— измерения и испытания, направленные на повышение уровня их технического обслуживания;

— мероприятия, связанные с охраной линий;

— чистка изоляции;

— вырубка деревьев (угрожающих разрастанием в сторону линий на недопустимые расстояния), обрезка сучьев на отдель­ных деревьях, расчистка участков трассы от кустарника;

— замена нумерации и предупредительных плакатов.

Периодические обходы ВЛ проводятся с целью наблюдения

за состоянием линии и ее трассы и выявления неисправностей, которые могут быть обнаружены при осмотре линии с земли. Пе­риодичность осмотров должна осуществляться не реже 1 раза в 6 мес. На участках линии, где часто наблюдаются повреждения, а также на линиях, подверженных загрязнению или воздействию каких-либо других внешних факторов, которые могут вызвать повреждения, сроки между периодическими обходами могут быть сокращены до одного месяца. Обходы ЛЭП осуществляет элек­тромонтер. Кроме того, 1 раз в год производится осмотр ВЛ ин­женерно-техническим персоналом с целью определения объема ремонтных работ, проверки общего состояния линий лицами бо­лее высокой квалификации.

При осмотре опор В Л необходимо обратить внимание на их наклон поперек и вдоль линии, проседание грунта у оснований опор, отсутствие в креплениях деталей опор болтов и гаек, тре­щин сварных швов; определить состояние номеров, условных на­именований линий, предупредительных плакатов по технике безопасности, количество и ширину раскрытия трещин железобе­тонных опор, ослабление и повреждение оттяжек опор, наличие на опорах птичьих гнезд.

При осмотре трассы ВЛ следует обращать внимание на на­личие деревьев, различных предметов (лесоматериалы и др.)> вы­соту зарослей. Особую опасность представляют несогласованные строительные и земляные работы, которые производятся под ВЛ и в охранной зоне, а также работы по сооружению и реконструк­ции линий электропередачи и линий связи в этой зоне.

При осмотре проводов и тросов обращают внимание на на­личие оборванных или перегоревших жил, следов оплавления и разрегулировки проводов, набросов, усталостных разрушений в месте крепления провода, коррозии проводов и тросов, неисправ­ности петель провода на анкерных опорах.

При осмотре изоляторов исследуют наличие следов пере­крытия гирлянд и отдельных элементов, отклонение от нормаль­ного положения подвесных гирлянд вдоль линии, отсутствие зам­ков или шплинтов в гирлянде, ржавление арматуры, загрязненность и сколы тарелок изоляторов, трещины в шапках изоляторов, наличие птичьего помета на гирлянде.

При осмотре арматуры необходимо проверять наличие гаек, шплинтов, шайб на деталях арматуры, следов перегрева на на­тяжных зажимах и соединителях; отсутствие коррозии зажимов и арматуры, вытяжку или проскальзывание проводов в зажимах. При осмотре заземляющих устройств и средств защиты от атмосферных перенапряжений обращают внимание на состояние заземляющих спусков на опоре и указателей срабатывания раз­рядников.

После окончания обхода ВЛ электромонтер заполняет лис­ток осмотра, куда заносит все выявленные дефекты и неисправ­ности. В случае выявления дефектов аварийного характера элек­тромонтер обязан сообщить об этом своему руководителю.

Листок осмотра сдается мастеру, который своей подписью удостоверяет взятие на учет обнаруженных дефектов. На основа­нии собранных данных составляется план работы, в котором ука­зываются сроки устранения дефектов.

При осмотрах с земли не удается проверить состояние верх­ней части опоры, узлов крепления гирлянд изоляторов с опорой и арматурой, а также и мест крепления грозозащитных тросов. По­этому на В Л 10 кВ и выше не реже 1 раза в 6 лет производится верховой осмотр линий с выборочной проверкой состояния про­водов и тросов в зажимах.

На линиях с пролетами более 120 м, не оборудованных за­щитой от вибрации, и на участках, проходящих по открытой ме­стности выборочную проверку состояния провода и троса в зажи­мах рекомендуется производить 1 раз в 3 года, на остальных линиях — не реже 1 раза в 6 лет. На воздушных линиях 0,4— 10 кВ верховые осмотры проводятся по мере необходимости.

Внеочередные (специальные) осмотры ВЛ электропередачи производят при возникновении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после автоматических отключений, даже если работа линии не нарушена.

К условиям, вызывающим повреждения, относятся: голо-ледно-изморозевые отложения, сильный туман, моросящий дождь или мокрый снег, пожары на трассе, сильный ветер, вскрытие рек и наступление ледохода.

Цель осмотров при гололедно-изморозевых отложениях — наблюдение за скоростью гололедообразования и размерами голо­ледных отложений для организации их своевременной плавки.

При интенсивном тумане, моросящем дожде или мокром снеге осматриваются участки ВЛ, подверженные интенсивному загрязнению. При увлажнении слоя загрязнения возрастает ток утечки по поверхности изолятора, что может привести к пере­крытию изоляции. Опасность перекрытия может быть определена по силе потрескивания и характеру поверхностных разрядов.

При пожарах на трассе ВЛ следует принять необходимые меры, чтобы не допустить приближения огня к опорам. В случае больших лесных и торфяных пожаров персонал обязан опреде­лить их характер, скорость движения огня и направление его распространения, состояние опор линий и сообщить об этом сво­ему руководителю.

При сильном ветре и морозах возможны повреждения, ко­торые (если не принять соответствующие меры) могут привести к аварии (сильный наклон опоры, перемещение проводов в зажи­мах, разрегулировка проводов). Для осмотров в этих случаях ре­комендуется применять вертолеты, самолеты и специальную тех­нику.

Весной, при вскрытии рек и наступлении ледохода и поло­водья, организуется специальное наблюдение. В зависимости от результатов наблюдений принимают меры для защиты опор от повреждений (защита фундаментов, подрыв ледяных заторов и др.).

Целью внеочередных обходов после автоматического от­ключения линии является определение места и причины ее от­ключения, необходимости и объема ремонтных работ.