Восприятие оратора аудиторией
Как выступающему приковать к себе внимание аудитории? Как вовлечь ее в диалог? Как удержать до конца сообщения? Лишь полный спектр знаний в такой науке, как риторика, даст ответы на эти вопросы.
Прежде всего, оратор должен постоянно наблюдать за своими слушателями и за тем, как они усваивают информацию. В случае малейшей потери контроля ему необходимо моментально корректировать как стиль подачи, так и содержание заготовленного им текста, не забывая о факторе времени. Аудитория не должна переутомиться.
Деятельность спикера основана на триединстве восприятия, внимания и речевого взаимодействия. Первое он должен организовать, второе – удержать, а третье – обратить на достижение главной задачи, которую поставил.
Но и этого мало для гармоничных взаимоотношений оратора и зала. Выступающий должен понимать, какие процессы происходят в голове у реципиента, когда он произносит речь. В этот момент слушатель воспринимает содержание и по мере своих возможностей запоминает. Помимо этого, он анализирует получаемую информацию, сравнивая ее с той, что у него имеется. Таким образом, реципиент вступает во внутренний диалог. Он может соглашаться, может спорить, может фантазировать, в конце концов – может вспоминать выступления предыдущих ораторов, свидетелем которых ему довелось быть. Все вышеописанные процессы формируют собой еще одно триединство: восприятия, постижения и запоминания.
Немаловажным фактором во взаимодействии выступающего и его аудитории является техника речи. Именно она может принести удовлетворение и радость от совместно проводимого времени.
В риторике принято различать внешнюю и внутреннюю техники. Такая градация позволяет более детально рассмотреть составляющие, которые в своей совокупности приводят к достижению поставленной цели.
Если выступающий четко, внятно и с нужной громкостью произносит слова, то его слышат. Если он использует понятную аудитории терминологию, его понимают. Если он образно подает свою мысль, используя все разнообразие языка, его чувствуют. Если оратор придерживается этих парадигм, то его речь будет преисполнена воодушевления. В этом случае реципиент отреагирует на полученную информацию не только головой, но и сердцем.
Казалось бы, все просто. Но это в теории. Чаще всего на практике мы слышим натруженный, тусклый, глухой голос у одного говорящего. Нервно-рваную, невнятную, небрежную речь у другого. Из-за этого возникают мысли об образованности, интеллигентности, характере выступающего. Подобные размышления уводят реципиента в сторону от основной темы и заканчиваются отторжением происходящего. В результате информация не воспринимается.
Отдельно стоит сказать о важности голоса в организации восприятия речи. На подсознательном уровне слушатель оценивает его силу, высоту, тембр. Именно из-за разнообразия характеристик голос сравнивают с оркестром. Если одна из нот прозвучит резко, напряженно, то выйдет диссонанс, который реципиент обязательно почувствует. И тогда первые минуты выступления, которые очень важны для налаживания контакта, будут потеряны. Часть аудитории сосредоточится на том, чтобы привыкнуть к голосу оратора, подстраиваясь под его особенности.
Тем не менее, развить голосовую гибкость вполне возможно. Все зависит от желания оратора. Действительно ли он хочет, чтобы его услышали и поняли? Или выступление ему требуется лишь для галочки? От ответа зависят его дальнейшие действия.