Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.

На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приемы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования связи с тем, что на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н.П.Сакулинорй «предмет-эталон» (первый из группы типичных), большая активность принадлежит педагогу.

Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения сосредоточения внимания на способах действия. При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и, по возможности, косвенные приемы, вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка. В том случае, если ребенок отвлекся, забыл о работе, можно использовать игрушки. При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ.

Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по своему, интересно. При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше – вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов «В твоем парке только березки растут?»), образные характеристики детских работ («Ух , какая красавица-птица прилетела…Сияет, словно солнце, даже глаза закрываются»). Смысл их использования заключается во «введении» детей изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности тесной связи со средствами, используемыми ребенком.