Краткая биография и Г. Лебона и Г. Тарда.
Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 г. в Ножан-ле-Ротру, в провинции Эвр-и-Луара. Семья Лебона была полубургунской, полубретонской. Мать — Аннет-Жозефина-Ежени-ТетьеДезмалинс; отец — Жан-Мари-Шарль Лебон занимал должность рядового чиновника во французском правительственном департаменте. Герб семьи зарегистрирован в Геральдической Палате в 1698 г. Несмотря на дворянское происхождение, члены семьи были представителями типичного для Франции среднего класса. В восьмилетнем возрасте со своими родителями и младшим братом Георгом Лебон покинул Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался. Однако жители этого старого городка по-прежнему гордятся своим соотечественником: одна из улиц носит имя Гюстава Лебона.[9]
Очень мало известно о детстве Лебона. Он получил классическое образование в лицее г. Тур, где не отличался хорошей успеваемостью. В 1860 г. он поступает в Парижский университет на медицинский факультет, который, после прохождения практики в одном из парижских госпиталей, оканчивает в 1866 г. И хотя в последствии он именовал себя доктором, никогда практической медициной не занимался. Да и все обучение в лицее и университете Гюстав Лебон считал лишь тормозом в самообразовании.
Первой опубликованной работой Лебона в 1862 г. была статья, посвященная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых местностях. Затем появился ряд статей о явлении лихорадки при интоксикации организма. Первая книга Лебона «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение» опубликована в 1866 г. Ее тема — констатация и определение понятия смерти. Решения проблемы, предлагаемые автором, стали актуальными лишь век спустя. В 1868 г. выходит в свет книга по вопросам размножения видов у человека и животных, выдержавшая во Франции 10 изданий за два года. Г. Лебон добровольно принимает участие во франко-прусской войне 1870–1771 гг. в качестве фронтового врача. В результате появляется его новый труд о поведении человека в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства. Эта работа была по достоинству оценена французским генералитетом и стала учебным пособием в ряде военных учреждений Франции и за ее пределами. По завершении войны Гюставу Лебону было присвоено звание Кавалера Ордена Славы.
В 30 лет Гюстав Лебон стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 г., которая в некоторых отношениях была страшнее царства террора 1793–1794 гг.
В 1871–1914 гг. Лебонзанят вопросами психологии. Он первым выдвигает идею, что психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Появляются его очередные труды: «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени». В последнем труде, в разделе «Пацифизм и война», он говорит: «Если бы природа не была безжалостна к слабым, мир был бы заселен одними монстрами и уродами, не зародилась бы ни одна цивилизация», «Только хорошо вооруженный народ может позволить себе быть пацифистом».
Если труд Гюстава Лебона «Психология толпы» получил международное признание, то книга «Психология социализма» вызвала ожесточенный гнев в политических кругах того времени, где преобладали удавшиеся и неудавшиеся будущие кормчие коллективистских экспериментов. Из альтернативы: тотальная обструкция или умалчивание, они выбирают последнее. Имя Лебона исчезает из официальной печати, его идеи систематически бойкотируются.
И тем не менее, в июне 1914 г. по настоянию Теодора Рузвельта Г. Лебон был включен в состав комиссии по урегулированию политического, военного и экономического положения в Европе. Позже президент США признался, что он в своих странствиях никогда не расставался с маленькой книжкой Гюстава Лебона «Психологические законы эволюции пародов». Эта «маленькая книжка» вскоре после выхода в свет была переведена на японский язык самим Мотоно — министром иностранных дел Японии. Молодой Владимир Ульянов (Ленин) уже в 1895 г., приехав в Париж, изучает этот труд. Экземпляр книги, испещренный заметками и росчерками Ильича, и в последствии оставался его настольной книгой. Книги Гюстава Лебона изучают Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд.
Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 г. в предместье Парижа в возрасте 90 лет.[10]
Тард, Жан Габриель (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.
Биография четко делится на две неравные и неравнозначные части. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.
Родился 12 марта 1843 и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо). Он был потомственным юристом: его мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.[11]
После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьей Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьей.
Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в Философском обзоре; с 1887 он, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии Сравнительная преступность (1886) и Философия наказания (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.
Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.
По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.[12]
Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.
Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.[13]
Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».
Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, 19 век – это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура.
В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства).
В России конца 19 – начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев). Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, – так с иронией передавал Н.К.Михайловский впечатление от концепции Тарда, – а потому, что распространились идеи Лия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура.
В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства).
В России конца 19 – начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев). Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, – так с иронией передавал Н.К.Михайловский впечатление от концепции Тарда, – а потому, что распространились идеи Лютера».
Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.
Умер 12 мая 1904 в Париже.