Приемы ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа
Ретроспективный анализ:
- Как соотносится данное занятие с предыдущим (с точки зрения ведущих тем, используемых участниками материалов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, содержания их художественной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т.д.)?
- Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и поведении группы в целом, в чувствах и поведении самого ведущего?
Разноуровневый анализ:
- установление арт-терапевтом определенной связи между собственными взглядами и верованиями и своим отношением к происходящему во время занятия;
- объяснение ведущим того, что происходило во время занятия, с использованием личных гипотез и верований;
- объяснение арт-терапевтом того, что происходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (формулировка рабочих гипотез);
- определение возможной связи между личными взглядами и верованиями и теми теоретическими представлениями, которые ведущий использует для объяснения происходящего во время занятий.
Интегративный анализ:
- какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии; как это на них повлияло;
- какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии;
- какое значение это имеет для дальнейшей работы данного участника или группы.
Виды деятельности в тематическом арт-терапевтическом процессе:
1. Развитие памяти, внимания, образного и понятийного мышления, тонкой моторики.
2. «Общие темы» - выражение различных чувств, сложных переживаний, в обход заявленной или предполагаемой психологической проблематики участников; достижение их осознания, совершенствование навыков самоконтроля, осознание психологических защит, раскрытие внутренних ресурсови творческого потенциала,, актуализация и проявление скрытых потребностей и свойств личности.
3. «Восприятие себя» - техники, игры и упражнения, позволяющие целенаправленно исследовать образ «Я» участников группы, различные грани их внутреннего мира и системы отношений; выражение и осознание тех чувств и потребностей, связанных с заявленной или предполагаемой психологической проблематикой, либо теми или иными аспектами их личностного функционирования; осознание и коррекции дезадаптационных паттернов поведения и мышления; укрепление «Я» и личных границ.
4. Техники, игры и упражнения для работы в парах - развитие межличностной компетентности, сплочение группы, осознание общности и различия опыта, умения понимать, принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие. Цели применения аналогичны целям использования техник в пунктах 1, 2 и 3.
5. Техники, игры и упражнения для работы в группах - работа с внутригрупповыми конфликтами и для раскрытия внутренних ресурсов группы. Цели применения аналогичны целям использования техник в пунктах 1, 2 и 3.
6. Интегративные мультимодальные техники, игры и упражнения, сочетающие изодеятельность, музыкальную импровизацию и восприятие музыки, сценическое искусство, движение, лепку, песочную терапию, танец и др. Цели применения аналогичны целям использования техник в п. 1, 2 и 3.