Тема: Теория потребительского поведения.

1.

Потребитель тратит 20 рублей в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х – количество яблок в штуках. Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5у, где у – количество апельсинов, в штуках. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина – 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

2.

Функция полезности потребителя описывается формулой U = XY/ 2, где X – объем потребления бананов, Y – объем потребления пепси-колы. Цена 1 кг бананов – 3 рубля, 1 л пепси-колы стоит 2 рубля. Летом потребитель тратил на эти товары 20 рублей в неделю. Зимой цена бананов поднялась до 5 рублей за кг, цена пепси-колы не изменилась. Определите:

а) объем оптимального потребления бананов и пепси-колы;

б) величину расходов, необходимую зимой для достижения того же уровня полезности, что и летом.

 

3.

На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия. Напишите уравнение бюджетной линии, если цена товара Y равна PY = 6 руб.

 

У

 

 
 


10

 

 

Х

 

0 15

 

4.

В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами?

а) 2 / 4

б) 1 / 4

в) 3 / 5

г) 5 / 3

 

5.

Эластичность спроса на концерты по цене для Маши равна (- 1). Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрестная эластичность по цене между концертами и бассейном равна (- 2). В 1995 году Маша посетила 100 концертов. В 1996 году цена билета на концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на 5%, а доход Маши возрос на 10%. Какое количество концертов посетила Маша в 1996 году?

 

6.

Функция полезности потребителя U = 2XY, где Х – количество покупаемых им видеокассет, Y – количество покупаемых аудиокассет. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух товаров составляют 50 рублей. Цена видеокассеты -15 рублей, цена аудиокассеты – 5 рублей.

а) определите оптимальный объем еженедельных закупок видео- и аудиокассет;

б) как изменится спрос на эти товары, если цена видеокассет возрастет до 20 рублей?

в) определите эффект дохода и эффект замещения.

 

7.

Мороженое является обычным товаром для Иры и малоценным для Оли. Покажите на кривых безразличия, как изменится потребление мороженого Ирой и Олей вследствие снижения его цены в 2 раза.