Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения. Выпишите те из них, которые Вы раньше произносили с ошибками. Запомните нормативное произношение.
Квартал, каталог, нефтепровод, партер, обеспечение, осужденный, возбуждено (дело), шарфы, банты, тортов, областей, украинский, кухонный, оптовый, красивее, завидно, ходатайствовать, приняла, назвала, начата, созданы, избалованный, свёкла, афера, аналог.
Поставьте ударение в следующих иностранных словах. Уточните значение незнакомых вам слов по словарю.
Арахис, дебаркадер, апостроф, сабо, алкоголь, дефис, квартал, триптих, догмат, форзац, жалюзи, маркетинг, фортель, эксперт, фетиш, оникс, феномен, дискант, генезис, дебет, факсимиле, стенография, асимметрия.
3. В приведенных ниже словах помимо нормативного ударения возможны варианты: а) устаревший; б) социально-профессиональный; в) просторечный, диалектный или народно-поэтический. Назовите эти варианты.
А. Библиотека, кладбище, толпами, избранный, револьвер, музыка, нужда, тигровый, принцип, добыча, даришь.
Б. Компас, осужденный, флюорография, коклюш, Мурманск, искра, шасси, рапорт, вахтер, шприцы, баржа, возбуждено, инсульт, рудник.
В. Девица, иначе, случай, злоба, шелковый, магазин, свекла, молодец, доцент, далеко, инструмент, корысть, весело, молодежь, соболезнование, столяр, портфель, людям, облегчить, родиться, засуха, ходатайство, километр
4. Прочитайте следующие существительные в форме множественного числа, обращая внимание на ударение. Отметьте возможные произносительные варианты. В случае затруднения обратитесь к словарю. Составьте с почерпнутыми словами предложения.
А. Шарфы, паны, флоты, шрифты, жгуты, ломти, плуты серпы, стопы, ферзи, мозги, банты, торты, краны, аэропорты, угли, гребни, сироты, средства, клешни, кишки, гербы.
Б. Простыней, прорубей, отраслей, крепостей, должностей, ведомостей, скатертей, очередей, плоскостей, степеней, прибылей, яслей, госпиталей, шарфов, областей, лаптей, новостей, щелей, углей, повестей.
Образуйте краткие формы женского рода и множественного числа от приведенных прилагательных. Сделайте вывод о закономерностях постановки ударения в данных грамматических формах.
Бледный, близкий, редкий, жирный, дорогой, молодой, голодный, светлый, крепкий, тесный, пустой, холодный, тупой, вредный, глухой, свежий, полный, правый.
6. Поставьте ударение в приведенных ниже глаголах. Отметьте случаи, когда норма допускает варианты ударения. Определите основную тенденцию в перемещении ударения в глаголах на –ировать.
А. Звонить, прибыть, облегчить, начать, ржаветь, искриться, присовокупить, углубить, сгрудиться.
Б. Бомбардировать, формировать, запломбировать, гримировать, форсировать, маскировать, утрировать, буксировать,, нормировать, маркировать, меблировать, премировать, гравировать, инсценировать, пломбировать.