Реформация и контрреформация в Западной Европе

Реформация началась как попытка мирного исправления католи­ческой церкви, ее освобождения от злоупотреблений и доктринальных заблуждений. Поводом послужила продажа папой индульгенций, т. е. отпускных грамот, в которых верующему, платившему за такую гра­моту деньги, прощались грехи. Возмущенный этой торговлей Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он был в то время профес­сором и проповедником, свои возражения, изложенные в виде 95 по­ложений (тезисов). В них он осуждал торговлю индульгенциями и вызывал на спор всех, кто с ним не согласен. Это событие 1517 г. считается началом Реформации.

Протестантизм нанес большой урон католической церкви. Целые страту были для нее потеряны. Англия, Нидерланды, Шотландия, Скандинавские государства, большая часть Швейцарии и Германии становились протестантскими. Там упразднялось католическое бого­служение, прогоняли священников и монахов, захватывали церковные земли и доходы.

В Германии призыв Лютера к бунту против церкви вызвал два восстания: сначала - низшего дворянства под предводительством Франца фон Зиккингена (1523), затем - крестьянскую войну во гла­ве с Томасом Мюнцером. (Взгляды последнего были близки к анабап­тизму.) Оба восстания были подавлены главным образом вследствие нерешительности городской буржуазии. С этого момента борьба пре­вратилась в столкновение между отдельными князьями и центральной имперской властью и имела своим следствием раздробленность и сла­бость Германии. Князья провели Реформацию в своих интересах. Зем­ли церкви стали переходить в их руки. По Аугсбургскому религиоз­ному миру католицизм и протестантизм были признаны равноправ­ными религиями, но право определять религию подданных было предоставлено только князьям: «Чья страна, того и вера». Усиление германских князей в результате Реформации и крушение надежд не­мецкой буржуазии на объединение страны имели своей причиной хозяйственную разобщенность Германии и слабость немецкой буржу­азии.

Реформация вызвала раскол Европы. Причем трещина пролегала как между государствами, так и внутри государств. Религиозная борь­ба явилась катализатором экономического и политического противо­борства. Во второй половине XVI в. Европа была охвачена военны­ми конфликтами католических (Испания, итальянские государства, Рим, Франция, часть княжеств Германии) и протестантских стран. Католическая церковь перешла к борьбе с протестантизмом. Это дви­жение называется католической реакцией, контрреформацией.

Главным орудием реакции явился орден иезуитов, основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой в 1534 г. Его члены не были обязаны отказываться от светской жизни. Напротив, они должны были оставаться в обществе и направлять свои усилия на то, чтобы добить­ся расположения сильных людей, привлекать на свою сторону госу­дарей и их высших сановников, пользоваться их влиянием для укреп­ления церкви. Девиз иезуитов - «цель оправдывает средства». Члены ордена старались забрать в свои руки школы, чтобы воспитывать молодое поколение в духе католицизма. У иезуитов были мануфакту­ры, собственные корабли и огромные земельные владения в Новом Свете. Была восстановлена инквизиция. Церковь предприняла меры против разложения духовенства, за возрождение его авторитета. Был введен новый, более прогрессивный григорианский календарь.

Таким образом, общая реформация церкви осталась утопией. Ре­зультатом же социально-политического движения, охватившего всю Западную Европу, стало разрушение монолитности католической цер­кви, концепции единой христианской империи, составлявшей одну из важнейших основ европейской цивилизации Средневековья, раскол региона на враждебные и непримиримые лагери.