ПРЕДИСЛОВИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
РАЗДЕЛ 2.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 144
1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ.. 144
УПРАЖНЕНИЯ.. 188
2. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.. 233
УПРАЖНЕНИЯ.. 311
3. ОШИБКИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.. 39
УПРАЖНЕНИЯ.. 411
4. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.. 433
УПРАЖНЕНИЯ.. 455
5. ТРУДНОСТИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ МЕСТОИМЕНИЙ.. 477
УПРАЖНЕНИЯ.. 488
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.. 500
6.1 Координация подлежащего со сказуемым.. 500
6.2 Согласование определений и приложений. 533
6.3 Управление. 555
6.4 Ошибки в употреблении однородных членов предложения. 577
6.5 Употребление причастных и деепричастных оборотов. 59
УПРАЖНЕНИЯ.. 611
7. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ... 744
УПРАЖНЕНИЯ.. 811
8. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ.. 933
УПРАЖНЕНИЯ.. 966
РАЗДЕЛ 3. КРАТКИЕ СЛОВАРИ
3.1 СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 1055
3.2 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПО КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ.. 1133
3.3 РАВНОПРАВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ... 1155
3.4 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ...................................................................................116
РАЗДЕЛ 4. ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 122
РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 1255
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью данного пособия является повышение языковой грамотности слушателей факультета заочного обучения, развитие культуры письменного и устного профессионального делового общения и развитие компетентности вести деловую коммуникацию.
Задачи учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации»:
· повышение уровня гуманитарной подготовки;
· воспитание чувства уважения к языку;
· формирование юридического сознания и культуры;
· развитие навыков письменной речи в деловом и профессиональном общении;
· совершенствование функциональной грамотности.
Изучение дисциплины основано на рассмотрении особенностей официально-делового стиля как функциональной разновидности русского языка, его подстилей - административно-канцелярского, законодательного, дипломатического; лексических, грамматических, стилистических норм, предъявляемых к текстам служебных документов, анализе структуры, композиции документов; выявлении особенностей документов, выявлении интернациональных особенностей языка документов.
Предмет носит практический характер, вследствие чего большая часть времени самостоятельной подготовки слушателей отведена на выполнение различного рода заданий и упражнений. Систематическая работа слушателей по выполнению предложенных заданий способствует развитию навыков, необходимых для современного грамотного специалиста, и умений правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
В 1 часть учебного пособия вошли материалы для самостоятельного изучения темы 4. «Нормы современного русского языка и нормы официально- делового стиля». Подробно рассмотрены следующие вопросы:
1. Орфоэпические и акцентологические трудности.
2. Особенности употребления имен существительных.
3. Ошибки в формообразовании числительных.
4. Употребление имен прилагательных в речи.
5. Трудности в формообразовании и употреблении местоимений.
6. Использование синтаксических средств языка.
7. Употребление причастного оборота.
8. Употребление деепричастного оборота.
9. Нарушение норм согласования.
10. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
11. Ошибки в управлении.
12. Лексические нормы.
13. Нарушение лексических норм.
14. Трудные случаи русской орфографии.
15. Трудные случаи русской пунктуации.
Самостоятельное изучение дисциплины должно начинаться с ознакомления программы и перечня рекомендуемой литературы. После изучения теоретической части темы следует выполнить тренировочные и контрольные задания и упражнения, а также ответить на контрольные вопросы, которые при качественном их выполнении могут составить основу для итоговой аттестации по дисциплине. В пособии представлены следующие виды заданий для самостоятельной работы слушателей:
· выполнение предложенных упражнений;
· классификация и исправление ошибок;
· ведение карты речевой компетенции;
· ведение личного словаря трудностей.
В результате освоения учебной дисциплины слушатели должны:
знать:
· основные понятия по дисциплине;
· языковые нормы орфографии, пунктуации, грамматики;
· особенности юридической лексики;
· особенности деловых документов;
· интернациональные особенности юридической лексики;
уметь:
· пользоваться научной, справочной литературой;
· употреблять юридическую лексику в профессиональной деловой речи;
· грамотно использовать языковые средства в правоохранительной сфере;
· учитывать специфику документов;
· учитывать интернациональную специфику деловой речи;
иметь навыки:
· составления текстов различных видов деловых бумаг, документоврнациональную специфику деловой речи;
иметь навыки:
· составления текстов различных видов деловых бумаг, документов по образцам в соответствии с языковыми нормами, правильно оформлять их.
Изучение дисциплины завершается зачетом. В программе приводится примерный перечень вопросов к зачету, тем контрольной работы, а также дается рекомендательный список литературы в соответствии со спецификой изучаемого предмета и список основных словарей.