ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

РАЗДЕЛ 2.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 144

1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ.. 144

УПРАЖНЕНИЯ.. 188

2. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.. 233

УПРАЖНЕНИЯ.. 311

3. ОШИБКИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.. 39

УПРАЖНЕНИЯ.. 411

4. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.. 433

УПРАЖНЕНИЯ.. 455

5. ТРУДНОСТИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ МЕСТОИМЕНИЙ.. 477

УПРАЖНЕНИЯ.. 488

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.. 500

6.1 Координация подлежащего со сказуемым.. 500

6.2 Согласование определений и приложений. 533

6.3 Управление. 555

6.4 Ошибки в употреблении однородных членов предложения. 577

6.5 Употребление причастных и деепричастных оборотов. 59

УПРАЖНЕНИЯ.. 611

7. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ... 744

УПРАЖНЕНИЯ.. 811

8. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ.. 933

УПРАЖНЕНИЯ.. 966

РАЗДЕЛ 3. КРАТКИЕ СЛОВАРИ

3.1 СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 1055

3.2 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПО КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ.. 1133

3.3 РАВНОПРАВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ... 1155

3.4 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ...................................................................................116

РАЗДЕЛ 4. ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 122

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 1255

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Целью данного пособия является повышение языковой грамотности слушателей факультета заочного обучения, развитие культуры письменного и устного профессионального делового общения и развитие компетентности вести деловую коммуникацию.

Задачи учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации»:

· повышение уровня гуманитарной подготовки;

· воспитание чувства уважения к языку;

· формирование юридического сознания и культуры;

· развитие навыков письменной речи в деловом и профессиональ­ном общении;

· совершенствование функциональной грамотности.

Изучение дисциплины основано на рассмотрении особенностей офи­циально-делового стиля как функциональной разновидности русского язы­ка, его подстилей - административно-канцелярского, законодательного, дипломатического; лексических, грамматических, стилистических норм, предъявляемых к текстам служебных документов, анализе структуры, композиции документов; выявлении особенностей документов, выявлении интернациональных особенностей языка документов.

Предмет носит практический характер, вследствие чего большая часть времени самостоятельной подготовки слушателей отведена на выполнение различного рода заданий и упражнений. Систематическая работа слушателей по выполнению предложенных заданий способствует развитию навыков, необходимых для современного грамотного специалиста, и умений правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

В 1 часть учебного пособия вошли материалы для самостоятельного изучения темы 4. «Нормы современного русского языка и нормы официально- делового стиля». Подробно рассмотрены следующие вопросы:

1. Орфоэпические и акцентологические трудности.

2. Особенности употребления имен существительных.­­­

3. Ошибки в формообразовании числительных.

4. Употребление имен прилагательных в речи.

5. Трудности в формообразовании и употреблении местоимений.

6. Использование синтаксических средств языка.

7. Употребление причастного оборота.

8. Употребление деепричастного оборота.

9. Нарушение норм согласования.

10. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

11. Ошибки в управлении.

12. Лексические нормы.

13. Нарушение лексических норм.

14. Трудные случаи русской орфографии.

15. Трудные случаи русской пунктуации.

 

Самостоятельное изучение дисциплины должно начинаться с ознакомления программы и перечня рекомендуемой литературы. После изучения теоретической части темы следует выполнить тренировочные и контрольные задания и упражнения, а также ответить на контрольные вопросы, которые при качественном их выполнении могут составить основу для итоговой аттестации по дисциплине. В пособии представлены следующие виды заданий для самостоятельной работы слушателей:

· выполнение предложенных упражнений;

· классификация и исправление ошибок;

· ведение карты речевой компетенции;

· ведение личного словаря трудностей.

В результате освоения учебной дисциплины слушатели должны:

знать:

· основные понятия по дисциплине;

· языковые нормы ор­фографии, пунктуации, грамматики;

· особенности юридической лексики;

· особенности деловых документов;

· интернациональные особенности юридической лексики;

уметь:

· пользоваться научной, справочной литературой;

· употреб­лять юридическую лексику в профессиональной деловой речи;

· грамотно использовать языковые средства в правоохранительной сфере;

· учитывать специфику документов;

· учитывать интернациональную специфику деловой речи;

иметь навыки:

· составления текстов различных видов деловых бумаг, документоврнациональную специфику деловой речи;

иметь навыки:

· составления текстов различных видов деловых бумаг, документов по образцам в соответствии с языковыми нормами, правильно оформлять их.

Изучение дисциплины завершается зачетом. В программе приводится примерный перечень вопросов к зачету, тем контрольной работы, а также дается рекомендательный список литературы в соответствии со спецификой изучаемого предмета и список основных словарей.