Методика расчёта адаптационного потенциала человека
Предлагается следующая формула для определения адаптационного потенциала организма у космонавтов:
АП = 0,011ЧСС + 0,014СД + 0,008ДД + 0,014В + 0,009М - 0,009Р - 0,27,
где АП - адаптационный потенциал; ЧСС - число сердечных сокращений (частота пульса) в минуту; СД - систолическое давление, мм рт. ст.; ДД - диастолическое давление, мм рт. ст.; В - возраст, годы; М - масса, кг; Р - рост.
По приведенной формуле рассчитать величину собственного адаптационного потенциала.
Таблица для учёта полученных данных:
Частота сердечных сокращений (ЧСС) | Систолическое давление (СД) | Диастолическое давление (ДД) | Возраст (В) | Масса (М) | Рост (Р) | Адаптационный потенциал (АП) |
2. Оценить полученную величину, учитывая, что:
а) величина АП меньше 2- свидетельствует о хорошем уровне адаптации;
б) величина АП, не превышающая 2,1 - соответствует удовлетворительной адаптации;
в) величина АП в диапазоне от 2,1 до 3,0 - указывает на напряжение адаптации;
г) величина АП, превышающая 4,1 - является показателем срыва адаптации;
Неудовлетворительная адаптация выражается показателями от 3,0 до 4,1.
3. Необходимо сделать вывод и составить индивидуальные рекомендации для улучшения резервных возможностей организма.
Практическое задание № 2
Для выявления признаков наличия или отсутствия утомления применяется тест «индивидуальной минуты».
Дается сигнал начала отсчета времени и испытуемому предлагается самому определить момент окончания минуты, а преподаватель в это время включает секундомер.
Оценить полученные результаты, учитывая, что:
А) У хорошо адаптирующихся людей, без признаков переутомления, «индивидуальная минута» чаще превышает минуту реального времени (от 56 - 70 до 85 сек).
Б) При низких адаптивных способностях «индивидуальная минута» ускорена до 37 - 57 сек.
Любое недомогание, а тем более заболевание, ведет к уменьшению длительности «индивидуальной минуты», что является хорошим прогностическим признаком.
4. Составить письменный отчёт о выполненной работе с выводами и рекомендациями
Вопросы к защите практического занятия
1. Является ли адаптация человека к факторам среды обитания благом для него или вредит здоровью?
2.Адаптация — это процесс положительный или негативный?
3.Назовите периоды развития адаптации.
4.Назовите способы повышения адаптации человека к факторам среды обитания.
5.Назовите обстоятельства, замедляющие или останавливающие адаптацию.
6. Дайте определение тахикардии и брадикардии.
7. В чем практическое значение пульсометрии для обеспечения бжд?
8. Измерив свое АД, сравните его с нормальным.
9. Рассчитайте все показатели, характеризующие систему своего кровообращения.
10. О чем позволяют судить гемодинамические показатели?