Методика расчёта адаптационного потенциала человека

Предлагается следующая формула для определения адаптационного потенциала организма у космонавтов:

АП = 0,011ЧСС + 0,014СД + 0,008ДД + 0,014В + 0,009М - 0,009Р - 0,27,

где АП - адаптационный потенциал; ЧСС - число сердечных сокращений (частота пульса) в минуту; СД - систолическое давление, мм рт. ст.; ДД - диастолическое давление, мм рт. ст.; В - возраст, годы; М - масса, кг; Р - рост.

 

По приведенной формуле рассчитать величину собственного адаптационного потенциала.

Таблица для учёта полученных данных:

Частота сердечных сокращений (ЧСС) Систолическое давление (СД) Диастолическое давление (ДД) Возраст     (В) Масса (М) Рост     (Р) Адаптационный потенциал (АП)
             
             
             
             
             

2. Оценить полученную величину, учитывая, что:

а) величина АП меньше 2- свидетельствует о хорошем уровне адаптации;

б) величина АП, не превышающая 2,1 - соответствует удовлетворительной адаптации;

в) величина АП в диапазоне от 2,1 до 3,0 - указывает на напряжение адаптации;

г) величина АП, превышающая 4,1 - является показателем срыва адаптации;

Неудовлетворительная адаптация выражается показателями от 3,0 до 4,1.

3. Необходимо сделать вывод и составить индивидуальные рекомендации для улучшения резервных возможностей организма.

Практическое задание № 2

Для выявления признаков наличия или отсутствия утомления применяется тест «индивидуальной минуты».

Дается сигнал начала отсчета времени и испытуемому предлагается самому определить момент окончания минуты, а преподаватель в это время включает секундомер.

Оценить полученные результаты, учитывая, что:

А) У хорошо адаптирующихся людей, без признаков переутомления, «индивидуальная минута» чаще превышает минуту реального времени (от 56 - 70 до 85 сек).

Б) При низких адаптивных способностях «индивидуальная минута» ускорена до 37 - 57 сек.

Любое недомогание, а тем более заболевание, ведет к уменьшению длительности «индивидуальной минуты», что является хорошим прогностическим признаком.

4. Составить письменный отчёт о выполненной работе с выводами и рекомендациями

Вопросы к защите практического занятия

1. Является ли адаптация человека к факторам среды обитания благом для него или вредит здоровью?

2.Адаптация — это процесс положительный или негативный?

3.Назовите периоды развития адаптации.

4.Назовите способы повышения адаптации человека к факторам среды обитания.

5.Назовите обстоятельства, замедляющие или останавливающие адаптацию.

6. Дайте определение тахикардии и брадикардии.

7. В чем практическое значение пульсометрии для обеспечения бжд?

8. Измерив свое АД, сравните его с нормальным.

9. Рассчитайте все показатели, характеризующие систему своего кровообращения.

10. О чем позволяют судить гемодинамические показатели?