Особенности развития кочевого общества.

Проблемы историографии (имена исследователей) Природные условия обеспечивали развитие кочевого скотоводства (степи и горные пастбища, удаленность от воды, высокогорное окружение). А также этому способствовала природная среда (сухая осень, бесснежная зима). В степях центральной азии кочевое скотоводство выделилось из первобытного земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства. Первое roc-венное образование на этой тер. - Ш тыс. до н.э. (гунны). Затем - сяньби (НИ вв. н.э.), Жужаньский каганат (IV-VI вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Уйгурский каганат (745-840 гг.), киданская империя Ляо (X-XI вв.). Все это - сильные гос. образования, с кочевым скотоводством в основе хозяйства. Известны были и земледелие, ремесло, торговля, появлялись поселения городского типа.

Более 1000 лет продолжался на территории Монголии процесс поочередного выдвижения ранних кочевых гос. образований, пока не появились предки современных монголов. В Х-ХП1 вв. монгольские племена населяли территорию от Великой стены до верховьев р. Селенги, хозяйственной основой которых было опять же кочевое скотоводство. У них были общий язык и религия (шаманизм). Политически едины не были (племенные и межплеменные объединения, носившие свои названия - кэрэиты, кайманы, мэркиты). В китайских источниках монг. Племена назывались черными и белыми татарами. По некоторым версиям, черные татары в 13 веке получили общее название «монголов».

Основное богатство племен - овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. Давали стада питание, шерсть, кожу. Жили они в войлочных разборных юртах.

XI-ХП вв. - разложение общинно-родовых институтов, классовое расслоение. Племенные объединения этого времени -политические общности с классовыми чертами. Предводители обществ - ханы, наследственные правители, местами правителей выбирали представители родоплеменной аристократии, В племенах выделялась степная знать - нойоны, носившие титулы богатырь, силач, мудрый usw. Кочевали куренями - лагерь, в состав которого входило около 1000 кибиток.

Земля и скот изначально частной собственностью не являлись. Но постепенно внутри родовой общины стала выделяться патриархальная семья - айла, в собственность которой стал переходить скот, появилось имущественное неравенство. Богачи стали пасти скот обособленно, завели слуг, рабов. Форма кочевания стала аильной, хотя земля до поры до времени оставалась общей. Родовые общины теряли влияние, утрачивали право собственности на землю. В условиях кочевого скотоводства собственность на землю находила выражение в том, что знатные семьи все больше и больше закрепляли за собой право регулировать перекочевки и распределять пастбища. Завершился этот процесс в ходе создания единого гос-ва во главе с Чингисханом.

Рабочую силу для больших хозяйств первоначально рекрутировали из военнопленных (унаган-боголы - раб рода). Появился институт нукерства. Нукер - дружинник, сподвижник нойона, боролся за укрепление власти нойона, комлектовались из родоплеменной знати. Для проживания они получали от нойонов хувь - территории для кочевания. Со второй половины ХП века борьба аристократических родов за власть усиливается, В основе борьбы - процесс утверждения феодального способа производства в масштабе всей страны и консолидации монголов в единую народность. Упрочнение власти знати требовало нового общественного порядка, при котором стихийно складывавшиеся феодальные производственные отношения могли быть поддержаны и защищены гос. властью, созданной нойонством. Так была подготовлена почва для создания раннефеодального монгольского гос-ва.

Источники, Нет ни одного монгольского источника по истории ранней Монголии. В целом же письменные источники преобладают. Сборник летописей Рашид-ад-Дина (аристократический персидский род), составлен до XIV века. Состоит из 20 томов, можно назвать энциклопедией. Чувствуется влияние монгольской историографии, У Рашид-ад-Дина упоминается «Золотая книга», предназначенная только для членов ханских семей. «Сокровенное сказание монголов», написано по приказу хана Гуюка. В XIII веке попадает в Китай, сделано несколько переводов книги. Дошла только в китайском переводе. Много эпического материала. Прообраз идеологического roc-венного источника. «История династии Юань». Писалась в начале правления Мин. Писало ее около 100 чел-к в течение 1 года. Сильная политизация, утверждение некомпетентности монголов. Также попадаются цитаты в более поздних источниках (XVII в.). Также есть персидские, армянские, европейские источники. При дворе монгольских ханов были миссионеры и купцы. Так например, Вильгельм Рубрук, член миссии, написал «отчет о путешествии».

Нет источников о монголах после падения Юань - «Темные века». Что касается исследований, то это: Владимирцев, «Монгольский военно-кочевой феодализм»; Марков; Кычанов, «Кочевые общества от гуннов до маньчжуров»; Жуковская. Владимирцев: монгольское гос-во проходило те же стадии, что и земледельческие общества, рассматривается структура кочев. общ-ва. Марков: формационный подход не применим к кочевому обществу. В Монголии в то время не было государственности. Но походы на Китай в монг. общ-ве внесли рабство и классовое расслоение. Были правители, рабство, расслоение, ставки, города - предпосылки для возникновения roc-ва. Появилось roc-венное правление, правитель, связанный с небесной силой. Формирование харизмы у правителей. Жуковская. Много описания традиций и обычаев монголов.