Тема 1.6. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе

 

Основные понятия: обучение, развитие, зона ближайшего развития, зона актуального развития, воспитание.

 

Обучение и развитие (англ.education and development) – широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов.

В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л.С. Выготским в начале 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. Л.С. Выготским введено также понятие «зона актуального развития» – это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.

Л.С. Выготский подверг критике два противоположных направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж Пиаже) и отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П.П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, – необходимое условие развития мышления, а с другой – вне мыслительного процесса не может быть усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы обучения и развития, прежде всего, по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие учащихся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения посредством усовершенствования методов обуче­ния (Л.В. Знаков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности учащихся и тем самым повысить эффективность усвоения (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).

В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин). В работах Г.С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости обучения и развития.

Исследователями расширено семейство понятий, разрабатываемых на основе исходного понятия «зона ближайшего развития». Эти понятия отражают различные возможности и ограничения развития в условиях разных социальных взаимодействий: зоны вариативного развития – образуются при взаимодействиях ребенка с детьми из разных возрастных групп и субкультур (А. Г. Асмолов); зоны негативного (подавляющего и задерживающего) развития, где человек из-за социального противодействия не учится тому, чему мог бы научиться, и не развивает в себе то, что мог бы развить (А.Г. Асмолов, А. Н. Поддьяков); зоны негативного развития в условиях неправильно оказываемой (например, чрезмерной) помощи; зоны ближайшего развития при социальном противодействии – то, чему субъект может научиться и развить в себе в противостоянии с другим (А. Н. Поддьяков.)

Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности учащихся, на становление ее мировоззрения, убеждений.

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоении нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности. Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью человека к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к развитию, к самоизменению.

 

План практического занятия

1. Соотношение понятий «обучение», «воспитание», «развитие».

2. Актуальные вопросы решения проблемы соотношения развития, обучения и воспитания.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Перспективы развивающего обучения»