Анализ средств выразительности
Языковое средство | Определение | Примеры |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения | Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений | Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем |
Антитеза (противопоставление) | Резкое противопоставление понятий, характеров, образов | Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов | Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? |
Гипербола | Художественное преувеличение | Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века. |
Литота | Художественное преуменьшение | Мы со своими амбициями – меньше муравьёв лесных. |
Градация | Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака | Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком. |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. |
Инверсия | Обратный порядок слов в предложении | Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. |
Ирония | Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка | Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, серовато-чёрный, грифельный, наждачный, цвет передельного чугуна и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. |
Сарказм | Едкая ирония | И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдёт!...»), что-то слепляя на авось («перемелется!...»), мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и каиастрофы! |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: всё для фронта, всё для победы, потому что только после неё возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы. |
Контексные (контекстуальные) антонимы | Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте | Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвыситьдо небес. |
Контексные (контекстуальные) синонимы | Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. Передо мной появились два ангела… два гения. | |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова | - Эти люди– ваши родственники? - Да. - Все эти люди – родственники? - Безусловно - Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? |
Метафора (в том числе развёрнутая) | Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развёрнутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения) | Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, … опрокинулся и затонул. Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мной пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра… |
Метонимия | Перенос значения (переименование) на основе смежности-схожести явлений | Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Траурный Моцартзазвучал под сводами собора. Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там. |
Однородные члены предложения | Синтаксическое средство выразительности, позволяющее а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо | Пением оргАна наполнены своды собора. С неба, сверху, плывёт то рокот, то гром, то нежный голосвлюблённых, то руладырожка, то говор перекатного ручья… |
Оксиморон | Соединение в образе или явлении несовместимых понятий | Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание… |
Окказионализмы | Индивидуально-авторские неологизмы | Как бы нам самими следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? (А.Солженицын) |
Олицетворение | Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. | Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше… |
Парцелляция | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части | Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. |
Перифраза | Описательное выражение, употреблённое вместо какого-либо слова | «Чёрное золото» - нефть «Белое золото» - хлопок Царь зверей – лев Солнце русской поэзии - Пушкин |
Риторический вопрос | Утверждение в вопросительной форме | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? |
Риторическое восклицание | Утверждение в восклицательной форме | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! |
Сравнительный оборот | Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто | Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звёзды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… |
2. С помощью слов похожий на, подобен, схож с… | И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника | |
3. Родительным падежом сущ | Лак на скрипке был цвета крови | |
4. Творительным падежом | Его игра была только бешеным взлётом к невозможному… | |
5. Сравнительным оборотом | Мучительное нетерпение росло в душе его и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества. | |
6. Отрицанием (т.е. не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому) | Не скрипка – душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии. | |
7. Придаточным сравнительным | Рядом с ним, быть может, уже давно, шёл невысокий гибкий незнакомец с бородкой чёрной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров. | |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое (параллельное) построениенескольких рядом расположенных предложений, абзацев | Что такое канцелярит? Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным, а значит – застойность, неподвижность. Это – нагромождение сущ-х в косвенных падежах. Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжёлыми, громозкими. |
Эпитет | Художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. | Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рёв убийцы. |