I. Внутреннее положение Англии во второй половине XVI в.

 

В период разложения феодальных отношений и возникновения элементов капитализма в Англии, так же, как и в других странах, создаётся феодально-абсолютистская монархия. С 1485 по 1603 г. Англией правили короли из династии Тюдоров; они значительно укрепили свою власть, сделав её по существу неограниченной. Первый король этой династии — Генрих VII (1485—1509) успешно боролся с крупными феодалами, противниками усиления королевской власти в стране. Созданная им для наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооружённых дружин знати так называемая Звёздная палата превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. В первой половине XVI в. была усилена власть английского короля над слабо связанными с Лондоном окраинами — Уэльсом, Корнуоллом и северными графствами, для управления которыми были созданы специальные учреждения.

Тюдоры смогли использовать в качестве орудия усиления своей власти также парламент. Нижняя палата парламента, состоявшая главным образом из мелких и средних дворян и верхушки буржуазии городов, при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём, раболепствовала перед ним; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. Однако, несмотря на усиление королевской власти при Тюдорах, бюрократический аппарат на местах был слабым, и местное самоуправление, как и при сословной монархии, продолжало играть крупную роль — через него в графствах и приходах приводились в исполнение все королевские указы. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители джентри и привилегированной верхушки городской буржуазии.

Эти черты отличали английский абсолютизм от абсолютной монархии в других странах. Они объясняются тем, что в Англии силы крупных феодалов — главных противников абсолютной власти короля — были в результате войны Алой и Белой розы и репрессий Тюдоров основательно подорваны, а в парламенте и органах местного самоуправления вследствие процесса обуржуазивания широких слоев среднего и мелкого дворянства не было такого антагонизма между дворянством и буржуазией, какой имелся в других странах Европы, где восторжествовал абсолютизм.

Классовой опорой абсолютизма в Англии были феодалы, старое дворянство. В условиях разложения феодальных отношений этот класс, теряя свои экономические позиции, с помощью сильной монархии стремился удержать крестьянство под гнётом феодальной эксплуатации, сохранить своё господство, сломить силы мятежной знати, препятствующие укреплению власти класса феодалов в целом, а также использовать в своих интересах богатство растущей буржуазии и примыкавшего к ней нового дворянства. Именно этими задачами определялась как внутренняя, так и внешняя политика Тюдоров.

Англия при Эдуарде VI. При сыне Генриха VIII, малолетнем Эдуарде VI (1547—1553), происходит дальнейшее усиление позиций новой знати и нового дворянства, нажившихся на секуляризации и стремившихся по возможности продолжить ограбление церкви. Для этой цели, а также и для морального оправдания роспуска монастырей и присвоения монастырских имуществ, стоявшие у власти при Эдуарде VI представители новой знати прилагают все усилия к углублению реформации, к тому, чтобы выработать идеологические основы произведенного в церковных делах переворота. Все это приводит к усилению деятельности ревностных протестантов-реформаторов, группировавшихся вокруг дяди короля, герцога Сомерсета —протектора королевства.

Эдуард VI царствовал очень недолго, всего 6 лет; но это короткое время будет навсегда памятно англичанам: в эти годы герцог Сомерсет от имени короля произвел новые важные реформы в церкви.

Герцог Сомерсет очень одобрял учение протестантов; он охотно выслушивал то, что ему говорили протестанты; и вот герцог решил вместо католической веры и католического богослужения, ввести в Англии протестантскую веру и протестантское богослужение. В этом важном деле герцогу помогал никто иной, как сам архиепископ Кентерберийский, Кранмер, который был также протестантом.

Сперва собором духовенства, а потом Парламентом отменены были 6 статей Генриха VIII, и введена была протестантская вера и новый протестантский символ веры, и установлена новая – протестантская церковь в Англии. Эта протестантская церковь названа была англиканской. Англиканская протестантская церковь отвергла не все учение католической, и протестантское учение приняла не целиком. Она кое-что сохранила из католического учения, кое-что приняла из протестантского.

Король, как глава церкви, предписывал всем своим подданным принят новую веру и посещать богослужение. Все католиков стали теперь считать еретиками, и стали их преследовать, как прежде преследовали лоллардов. В Англии еще слишком мало было протестантов; большинство населения было и осталось католическим, а потому народ был страшно недоволен и церковными новшествами, и гонениями. Постоянно вспыхивали мятежи, которые усмирялись с непомерною жестокостью; главных виновников казнили, а их имущество отбирали в казну, так что их семьи оставались нищими. Многих на всю жизнь запирали в темницу. Во всех государствах Европы шла ожесточенная борьба между католиками и протестантами. Одни государи стояли на стороне католиков и преследовали протестантов в своих государствах, другие, напротив, стояли за протестантов и преследовали католиков. Религиозные войны раздирали Европу [7]. Сторонники углубления реформации, и в первую очередь Кранмер, добились принятия в 1549 г. нового протестантского молитвенника, отличавшегося крайней неопределенностью своих положений, что делало возможным использование его различными религиозными партиями. В это же время шла энергичная конфискация имуществ различных религиозных организаций и церковных братств и той части имущества, ремесленных и торговых гильдий, которая была назначена на церковные нужды. Расхищались дорогая церковная утварь, убранство и облачения. Хищническая политика правителей королевства в малолетство Эдуарда VI сочеталась с совершенно беззастенчивой спекуляцией, связанной с обменом и перепродажей бывших монастырских поместий.

Реформация, проводимая по настоянию самого правительства сверху и не затронувшая основ католицизма, в глазах народа означала расхищение церковных богатств, земельные спекуляции, усиление огораживаний и сгона крестьян новыми владельцами. Естественно, что никакого сочувствия в народных массах происходившей церковной реформации не было и не могло быть. Это положение характерно именно для Англии, так как, например, в Германии реформация приняла широчайший размах. Бюргерская и народная реформация стали там движением протеста против феодального строя. Недовольство народных масс Англии правительственной реформацией все нарастало и вылилось в грозные волнения, достигшие наивысшего подъема в 1549 г.

Восстание охватило такие высокоразвитые в промышленном отношении районы, как Норфолк и Суффолк. Правитель королевства герцог Сомерсет —типичный представитель новой знати, нажившейся на секуляризации, ограблении церквей и огораживаниях, стремясь сгладить остроту социальных противоречий и ликвидировать сильнейшее недовольство крестьян, учредил комиссию по расследованию произведенных огораживаний и пытался ограничить огораживателей. Все это кончилось для него плохо: совет принудил герцога передать бразды правления графу Уорику. Возмущенные слабой политикой Сомерсета и его поблажками восставшим в 1549 г. новая знать и джентри добились обвинения Сомерсета в государственной измене, и он был казнен.