Тема 23. Коммуникативные способности и стиль общения в педаго-гической деятельности.
Тема 24. Роль и виды чувствительности у человека.
Тема 25.Внимание, его роль в учебной и трудовой деятельности.
Тема 26. Виды мышления и их роль в обучении.
Тема 27. Психология творческого мышления.
Тема 28. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.
Тема 29. Память. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
Тема 30.Воображение и индивидуальное творчество.
Тема 31. Воображение в познавательной и практической деятель-ности.
Тема 32. Природа чувств и эмоций.
Тема 33. Эмоции и познавательная деятельность личности.
Тема 34. Роль чувств в педагогической деятельности.
Тема 35. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.
Тема 36. Темперамент и личность.
Тема 37. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
Тема 38. Акцентуации характера у подростков.
Тема 39. Психологические особенности противоправного поведения подростков сотклонениями личностного развития.
Тема 40. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.
Тема 41. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.
Тема 42. Психология и развитие творческих способностей.
6.3. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.
2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).
3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и др.).
5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики.
6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное.
7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности.
8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.
9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.
10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.
11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.
12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.
13. Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования.
14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.
15. Психологические методы исследования личности.
16. Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив,
17. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяго-тение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.
18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства.
19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.
20. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.).
21. Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности.
22. Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.
23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.
24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.
26. Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений.
27. Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.
28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания.
29. Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.
30. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.
31. Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.
32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.
33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.
34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.
35. Воображение. Виды, психологические механизмы. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.
36. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мо-ральные), интеллектуальные, эстетические.
37. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие.
39. Темперамент. Историческое содержание терминологии. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
40. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Типы темпераментов и высшей нервной деятельности, их взаимосвязь.
41. Характер. Структура характера. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.
42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Экстра-версия и интроверсия как черты личности.
43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций.
44. Способности. Виды способностей у человека. Задатки и способности. Проблема наследственности способностей.
45. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в них. Количественная и качественная характеристика способностей.
46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.
47. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2009. 288 с.
2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2008. 176 с.
3. Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2009. 583 с.
4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 687 с.
5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Юрайт, 2011. 726 с.
6. Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2008. 512 с.
7. Психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
8. Рогов Е.И. Общая психология. СПб: Питер, 2010. 560 с.
Дополнительная литература
Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
Аверин А.А. Психология личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.
Айсмонтас Б.Б. Общая психология. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. 288 с.
Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запу-щенными учащимися. М.; ВНМЦ, 1991 81 с.
Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершенно-летних. Свердловск, СИПИ, 1986. 152 с.
Алмазов Б.Г. Психологические основы педагогической реабилитации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2000. 310 с.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие пер-цептивного процесса. М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. 240 с.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2003. 248 с.
Битянова Н.Р. Социальная психология. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 106 с.
Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. 330 с.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 141 с.
Гамезо М.В. Атлас по психологии. М.: Пед. о-во России, 2003. 276 с.
Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск: Вышэйш. шк., 1995. 141 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. 336 с.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психо-логии. М.: Воронеж, 2003. 224 с.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. 368 с.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 496с.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1992. 376с.
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 432 с.
Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М.: Тривола, 1999. 331 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 с.
Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: Пед. об-во России, 1990. 512 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 478 с.
Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
История психологии в лицах. Персоналии. /Ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕРС СЭ, 2005. 784 с.
Кащенко В.П. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. 222 с.
Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Яро-шевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 512 с
Кроник А.А. Психология человеческих отношений. М.: Дубна: Когито-Центр, 1998. 214 с.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: Харвест, 1999. 384 с.
Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. М.: Наука, 1995. 271 с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. 320 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 541 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 256 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов Мира. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 192 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способ-ности. М.: Крон-Пресс, 1998. 359 с.
Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 3.: В.В. Нуркова. Память: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.
Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 4.: М.В. Фаликман. Внимание: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272с.
Петровский А.В. История и теория психологии: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 415 с.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
Познавательные психические процессы. /Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
Прутченков А.С. Эй ты, параноик! О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им. М.: Новая шк., 1994. 62 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. А.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 678 с.
Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.– М.: ЧеРо, 2002. 816 с.
Психология самосознания. /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. 672 с.
Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 448 с.
Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 544 с.
Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 255 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социально педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы стаов-ления личности. М.: Мир, 1994. 319 с.
Романов К.М. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. 320 с.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск: Универ-ситетское, 1999. 257 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720с.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: МПСИ, 2003. 96 с.
Слободчиков В.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: «Ака-демия» 2005, 2006. 288с.
Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.1 Самара, 1994. 406 с.
Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.2 Самара, 1994. 396 с.
Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.3 Самара, 1994. 288 с.
Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 272 с.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
Хьелл Л. Теория личности. СПб.: Питер, 1999. 608 с.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.
Шульц Д.П. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002. 532 с.
Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. М.: Академия, 1997. 410 с.
Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 376 с.
Периодические издания (журналы):
Вопросы психологии.
Психологический журнал.
Педагогическая диагностика.
Психологическая наука и образование.
Прикладная психология.
Образование и наука.
Интернет-ресурсы
1. Библиотека Администрации Президента РФwww. lib.adm.gov.ru
2. Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru
3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек www.library.ru
4. Муниципальное объединение библиотек www.ekmob.ru
5. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер» www.rsl.ru/courier
6. Государственная публичная научно-техническая библиотека России www.gpntb.ru/
7. Публичная электронная библиотека gpntb.ru
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оператив-ного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, пред-приятиями и организациями, обеспечен доступ к современным про-фессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:
www.mon.gov.ru;
www.wikipedia.org;
www.edu.ru;
www.rsl.ru;
www.gnpbu.ru.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; компьютерный класс, мультимедийное оборудование (видеопроектор, ноутбук, экран для видеопроектора); психологическая лаборатория.
Рабочая программа дисциплины
«Общая психология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.